Ломозаготовители выступили с коллективным обращением к правительству РФ
09.10.2019

Ломозаготовители выступили с коллективным обращением к правительству РФ

4 октября 2019 года, 7 крупнейших ломозаготовителей подписали коллективное обращение на имя заместителя Председателя Правительства Д.Н.Козака. Поводом для обращения стал проект постановления Правительства, обязывающий бизнес экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках. Ломозаготовители считают, что данные меры негативно отразятся на всех участниках рынка: «Предлагаемое разработчиками решение не позволит достичь заявленных целей, являясь односторонним, и должно рассматриваться в качестве явного ограничения рынка, что входит в диссонанс с полномочиями ФАС России, которое призвано поддерживать должный уровень свободной конкуренции как между торговыми посредниками, так и собственниками лома, —сообщается в коллективном обращении. — На практике предлагаемый механизм не достигнет тех целей, ради которых он разрабатывался, а лишь процедурно усложнит выход лома на экспорт»

Под коллективным обращением подписались: генеральный директор АО «Псковвтормет» Д.Л. Стечкевич, генеральный директор ООО «Уни- Блок» П.А. Романенко, генеральный директор ООО «Металлторг- Восток» А.С. Митрофанов, генеральный директор ООО «Метлайн Трейд» К.В. Матвеев, генеральный директор ООО «Транслом» С.В. Астахов, генеральный директор ООО «Металлика» Н.В. Шевчук, генеральный директор ООО «РМК» Ю.Е.Цуканов.

С полным текстом обращения можно ознакомиться далее

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Мы представляем интересы крупнейших в России компаний занимающихся заготовкой отходов и лома черных и цветных металлов как на экспорт, так и на внутренний рынок. Совокупный объем экспорта нашими предприятиями составляет более 2 млн. тн.  На предприятиях задействовано более 1000 работников. За последние 5  лет работы в модернизацию отрасли нами было инвестировано более 1 млрд. руб.

Вся наша деятельность в регионах всегда была направлена на борьбу с заготавителями нелегального лома, работающими за наличный расчет. Создание прозрачной, экономически-привлекательной системы оборота лома и отходов металлов, поддающейся мониторингу всеми заинтересованными участниками отрасли является одной из наших приоритетных задач.

Обращаемся к Вам в связи с публичным обсуждением разработанного ФАС России проекта изменений в действующие нормативные акты Правительства РФ, согласно которым, экспорт лома и отходов черных и цветных металлов юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями за пределы РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, допускается исключительно в случае, если такой лом приобретался на основании сделок, совершенных на биржевых торгах,  а также об обязанности организаций при осуществлении сделок с ломом на внутреннем рынке предоставлять такую информации бирже, в целях формирования ценовых индикаторов на лом черных и цветных металлов через анализ внебиржевых сделок.

Предлагаемое разработчиками решение не позволит достичь заявленных целей, являясь односторонним, и должно рассматриваться в качестве явного ограничения рынка, что входит в диссонанс с полномочиями ФАС России, которое призвано поддерживать должный уровень свободной конкуренции, как между торговыми посредниками, так и собственниками лома.

В ходе обсуждения указанных выше нормативных актов мы неоднократно высказывали свою позицию о том, что на практике предлагаемый механизм не достигнет тех целей, ради которых он разрабатывался, а лишь процедурно усложнит выход лома на экспорт.

Так предлагаемый подход формирования ценовых индикаторов на лом черных и цветных металлов через анализ внебиржевых сделок не может быть объективным и достоверным, т.к. несмотря на существующие ГОСТы, предприятия применяют разные обозначения одного и того же вида лома; лом, имея большую номенклатуру внутри одной марки, имеет большой разброс по ценам; в связи с экономическими, географическими и климатическими особенностями страны, цена на один и тот же вид лома металлов может различаться до 50%. Таким образом, определить единый индикатор цен не представляется возможным.

Предоставление сведений на биржу в течение 3-х рабочих дней с момента определения существенных условий договора, на практике не осуществимо, т.к. определить конечный объем поставленного лома возможно только после фактической приемки товара металлургическим заводами с учетом возникновения пересортицы товара, изменений цены в результате пересортицы, номенклатуры товара, а также изменения иных параметров, влияющих на определение окончательного объема реализуемого лома и его стоимости.

Вопрос, который волнует всех ломозаготовителей — это отсутствие инфраструктуры для размещения биржевого товара. Партии лома формируются непосредственно в порту в течение длительного времени (как правило не менее месяца), для чего создана специальная инфраструктура. биржи такой инфраструктурой не обладают и не будут обеспечивать альтернативные места накопления. Около портов территории также не оборудованы для таких целей, стоимость оснащения одного лицензируемого объекта заготовки и накопления лома металлов стоит десятки и сотни миллионов рублей.

Вывоз потребителем (заводом) лома с территории порта на внутренний рынок, а не на экспорт увеличивает стоимость партии лома минимум на 25-50% в зависимости от логистики, поскольку железнодорожная инфраструктура портов не предназначена и не достаточна для вывоза с территории больших объемов лома. Порт дополнительно возьмет штрафные санкции с каждой тонны лома, что предусмотрено в договорах на портовые услуги, оказываемые ломозаготовителю-экспортеру. Вывоз лома на отечественные заводы с Калининграда, Камчатки, Сахалина или Мурманска, например, вообще нецелесообразен, по причине отсутствия таковых потребителей в этих регионах. Отсутствует там как таковая и биржа. Крайне маловероятен вывоз автотранспортом партий лома с порта Санкт-Петербурга в Свердловскую область, это не имеет никакого экономического и практического смыла.

Кроме того, биржевые торги предполагают выход на рынок дополнительных иностранных конкурентов для заводов, которые поднимут цены минимум на 15-20% и перекупят объем.

Не урегулированным является статус лома металлов, как биржевого товара. Биржевой товар должен быть массовым, то есть выпускаться в достаточно большом объеме, многими производителями и предназначаться для закупки большим числом потребителей. Биржевым товаром может быть продукция первичных — добывающих отраслей, а именно сырье или полуфабрикаты. После потери потребительских свойств и выхода из оборота металлсодержащее изделие переходит в разряд металлолома. Лом металлов не добывается из недр, не выпускается как серийный массовый товар, при этом является объектом частной собственности миллионов физических и юридических лиц. Вместе с тем, число потребителей металлолома ограничено, на территории Российской Федерации не более десяти металлургических комбинатов- ключевых потребителей черного лома и еще меньше цветного.

Закупка лома у физических лиц может значительно снизиться. До 70% лома металлов многие экспортеры заготавливают при покупке у физических лиц-ломосдатчиков. Металлолом поступает на площадки партиями в среднем от 0,1 до 25 тонн. Маловероятно, что граждане будут регистрировать сделку по отчуждению лома на бирже, поэтому у ломозаготовителя не будет законного основания для экспорта. Цена на отчуждаемый физическим лицом лом определяется специалистом-приемщиком непосредственно при закупке с учетом многих критериев, качественных и количественных. Гражданин, не обладая соответствующим профильным образованием, определить цену лота не в состоянии.

Значительная часть внешнеторговых связей может быть утеряна. Экспортеры лома, особенно в основных регионах экспорта, имеют долгосрочные (более 20 лет) отношения с зарубежными компаниями, как трейдерами, так и заводами. В связи с отсутствием специальных мер государственной поддержки, а также сложившейся политикой коммерческих банков по отказу в кредитовании под будущие поставки, принимая во внимание недостаток ликвидности, экспортеры заключают договора купли-продажи с условиями предоплаты вплоть до 180 дней.

Наряду с практическими рисками реализации биржевого механизма, есть и юридические аспекты.

В частности, наличие требования об обязательном уведомлении биржи о внебиржевых сделках, неправомерно, поскольку передаваемая информация относится к коммерческой тайне, а ее передача на безвозмездной основе в адрес другой коммерческой организации, т.е. биржи, прямо противоречит  нормам ГК РФ, Федеральному закону «О коммерческой тайне», Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Лом металлов продолжает быть объектом права собственности лиц его производящих, приобретающих и перерабатывающих, в связи с чем возможность введения правил, навязывающих собственнику посредников при заключении договоров купли-продажи, а именно таковыми являются биржи, возможно только на основании федерального закона.

Таким образом, вводить обязанность субъектов свободного рынка лома на уровне постановления Правительства РФ, без соответствующего указания в федеральном законе, недопустимо. О том, что принятие данного нормативного акта находится за пределами компетенции Правительства подтверждено и заключением антикоррупционной экспертизы к Проекту от 22.08.2019 г.

В соответствии с Федеральным законом ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2003 Г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» введение таких ограничений на уровне Правительства РФ может быть только на временной основе (не более 6 месяцев) и иметь цифровое подтверждение наступления критической ситуации на рынке. В нашем случае таких данных приведено не было.

Справочно: Согласно пункту 8 статьи 4 Закона № 164-ФЗ основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Такими мерами является нетарифное регулирование, куда включается ограничение экспорта (статья 21, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона).

Согласно части 2 статьи 21 Закона № 164-ФЗ) Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется также Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 877 лом и отходы черных металлов являются таким товаром).

Временность ограничительных мер для устранения критической ситуации также подтверждается и договором о Евразийском экономическом союзе.

Так, согласно статье 46 Договора о ЕАЭС «Меры нетарифного регулирования» — в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

  1. запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  2. количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  3. исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  4. автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  5. разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Предусмотренный проектом постановления «Порядок вывоза лома и отходов черных металлов за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» по сути является разрешительным порядком вывоза товаров. Условием разрешения вывоза является подтверждение факта биржевой покупки товара и выполнения иных требований, содержащихся в проекте постановления.

Согласно пунктам 36 и 37 приложения 7 к Договору о ЕАЭС «Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров реализуется посредством введения лицензирования или применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности. Решение о введении, применению и отмене разрешительного порядка принимается Комиссией.». Договор о ЕАЭС и приложение 7 к нему содержат ряд неоднозначных норм, оставляющих нерешенным вопрос права государств-членов ЕАЭС вводить разрешительный порядок вывоза на национальном уровне. Вместе с тем, даже в случае трактовки указанных неоднозначностей Договора в пользу наличия такого права, должны быть соблюдены требования, установленные разделом X. «Применение мер в одностороннем порядке» приложения 7 к Договору. Т.е. должна быть соблюдена процедура уведомления Комиссии о намерении ввести меру, и если мера вводится в одностороннем порядке, срок ее действия не может превышать 6 месяцев.

Учитывая потенциальные риски оспаривания биржевого механизма со стороны государств-участников ЕАЭС, а также государств участников ВТО, уважаемый Дмитрий Николаевич, просим Вас не вводить требования, обязывающие  участников рынка лома экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках с ломом.

С уважением,

Генеральный директор
АО «Псковвтормет» Д.Л. Стечкевич
Генеральный директор
ООО «Уни-Блок» П.А. Романенко
Генеральный директор
ООО «Металлторг-Восток» А.С. Митрофанов
Генеральный директор
ООО «Метлайн Трейд» К.В. Матвеев
Генеральный директор
ООО «Транслом» С.В. Астахов
Генеральный директор
ООО «Металика» Н.В. Шевчук
Генеральный директор
ООО «РМК» Ю.Е. Цуканов

Популярное:

Квоты на экспорт лома сдерживают рост цен – Минпромторг

Вице-премьер Дмитрий Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на 1 апреля 2020 года

Биржевой экспорт лома металлов могут перенести на более позднее время – ФАС

Минпромторг распределил квоты на экспорт отходов и лома черных металлов

В РФ начала действовать квота на вывоз отходов и лома черного металла