Новости отрасли

28.03.2018
ФАС обрушит цены на услуги ФГК
28.03.2018

28 марта стало известно о предложениях Федеральной антимонопольной службы по развитию конкуренции на рынке вагонных перевозок. Как сообщают СМИ, предложения включают снижение цены предоставления вагонов под грузы Федеральной грузовой компании (входит в ОАО РЖД) вплоть до 40%.

В конце 2017 года ФАС признала ФГК виновной в завышении цен с 400-500 до 1300 руб. и более за вагон в сутки из-за чего возникла дополнительная нагрузка на экономику РФ в размере 200-250 млрд рублей. Опираясь на жалобы производителей соли, хлеба и щебня, а также потребителей угля на точечный дефицит, представители ФАС отмечали, что он был создан "рукотворно", а прибыль, полученная от повышения ставок, была потрачена не на закупку новых вагонов, а на увеличение затрат и премиальных выплат менеджменту.

15 декабря 2017 года ФАС предписала ОАО РЖД и ФГК до 1 февраля 2018 года прекратить предоставление полувагонов в рамках агентских договоров между ФГК и ОАО РЖД — кроме договоров, заключенных через электронную торговую площадку (ЭТП). Данное предложение вызвало недовольство мелкого и среднего бизнеса. В частности, Президент «Опоры России» Александр Калинин в открытом письме главе ФАС заявил, что система агентских договоров обеспечивает доступность услуги и позволяет рассчитываться через единый лицевой счет как с перевозчиком, так и с оператором. 

Теперь ФАС предлагает уравнять тарифы на перевозки грузов для ФГК и других операторских «дочек» РЖД с прейскурантом 10–01 — то есть расценками, установленными для собственного парка РЖД. Речь идет о приведении цен предоставления вагонов на перевозку грузов первого тарифного класса - таких как уголь, щебень, руда, цемент, лес, пиломатериалы - в соответствие с уровнем тарифного прейскуранта (который ФАС считает экономически и технологически обоснованным). Ожидаемым результатом новых предложений должно стать, по мнению службы, повышение доступности вагонов на внутреннем рынке и рост экономики. Также развитие конкуренции должно привести к «приватизации операторов подвижного состава и завершению структурного разделения организации—владельца инфраструктуры от организаций—операторов подвижного состава» (данная формулировка представителями ФАС разъяснена не была).

Новая инициатива ФАС вызвала настороженную реакцию у экспертов и участников рынка. 

Они указывают на тот факт, что ФАС пытается точечно регулировать ценообразование, сложившееся в открытых рыночных условиях. В частности, представитель Института исследования проблем железнодорожного транспорта заявил СМИ, что подход ФАС изначально неверен, так как вагонная составляющая должна считаться только по базовому тарифу, то есть для второго класса. Стоимость перевозки грузов первого и третьего классов при этом зависят от ставок на второй, иначе модель построения тарифов теряется. Жестко регулируя цены и не определяя при этом источники компенсации выпадающих доходов, ФАС, по мнению эксперта, умышленно разваливает конкурентный сегмент рынка — одно из достижений реформы железнодорожного транспорта.