Инициатором данных мер выступил «Фонд развития трубной промышленности». По утверждению ФРТП российские металлургические предприятия испытывают дефицит вторичного сырья и вынуждены закупать его по более высоким ценам в результате вывоза лома в страны дальнего зарубежья. Ограничительные меры будут действовать только на экспорт в страны, которые не входят в ЕАЭС. По нашей оценке, экспорт лома в 2018 году составил 5,8 млн тонн, из которых 1,3 млн тонн – это поставки в Республику Беларусь. Остальной объем – 4,5 млн тонн – это экспорт в страны дальнего зарубежья. Именно этот объем будет ограничен.
Заградительные меры могут вступить в действие с 1 июля и будут длиться полгода. Предполагается введение квот на экспорт лома. Они будут определены на основе объемов экспорта лома за последние два года из соответствующих регионов, но с корректирующими коэффициентами. Так, для портов Дальнего Востока и Южного федерального округа будут установлены самые низкие коэффициенты – 0,6 и 0,5 соответственно. Для Калининградской, Мурманской, Магаданской областей, Камчатского, Красноярского края, Чукотского автономного округа поправочный коэффициент составит 1, для Сахалинской области — 1,2, для Архангельской — 1,5, для иных субъектов Северо-Западного федерального округа — 0,8. Для прочих субъектов РФ — 0,75. По нашей оценке, с помощью данных мер в 2019 году экспорт лома черных металлов из РФ может сократиться на 0,6 млн тонн. Несмотря на то, что Россия входит в пятерку крупнейших поставщиков лома на международном рынке, введение квот и, как следствие, снижение объемов экспорта, не окажет заметного влияния на конъюнктуру мирового рынка.
Несмотря на подписание постановления Правительства о вводе ограничительных мер на экспорт лома, существует ряд определенных сложностей, которые, по нашей оценке, будут способствовать отсрочке ввода данных мер. Во-первых, сжатые сроки формирования нормативных актов для процедуры квотирования объемов экспорта лома. Уполномоченные органы в лице Минпромторга, Минэкономразвития и ФАС до 25 июня должны разработать проект постановления Правительства РФ по квотированию объемов экспорта. По нашей оценке, это очень сжатые сроки, в рамках которых необходимо разработать эффективный инструмент квотирования, который бы соответствовал интересам всех участников рынка. Во-вторых, возникает ряд вопросов к проекту реализации лома посредствам проведения биржевых торгов. С учётом того, что лом черных металлов не является биржевым товаром, так как не соответствует его требованиям, а также сырьевые биржи не находят повсеместного распространения среди участников отечественного металлургического рынка, мы считаем, что эта инициатива сложна в реализации.
В свою очередь, группа компаний «ТрансЛом» обращает внимание на ситуацию с ограничением экспорта лома из труднодоступных регионов, включая Арктические зоны РФ, Камчатку и о. Сахалин. По нашей оценке, любые ограничения будут способствовать снижению объема ломосбора именно в этих регионах, что будет оказывать негативное влияние на экологическую ситуацию и экономику отрасли.