«Северсталь»‌ ‌произвела‌ ‌поставку‌ ‌ металлопроката‌ ‌для‌ ‌строительства‌ ‌ крупнейшего‌ ‌в‌ ‌мире‌ ‌ледокола‌
01.12.2020

«Северсталь»‌ ‌произвела‌ ‌поставку‌ ‌ металлопроката‌ ‌для‌ ‌строительства‌ ‌ крупнейшего‌ ‌в‌ ‌мире‌ ‌ледокола‌

Компания «Северсталь» произвела и установила металлопрокат для строительства атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер»). Атомоход строится на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень, оператором комплекса является НК «Роснефть». 

Строящееся судно будет самым большим в истории мирового судостроения. Проект судна не имеет мировых аналогов. Ледокол будет призван осуществлять прохождение коммерческого флота по Северному морскому пути круглый год. Проект положит основу российскому ледокольному флоту нового поколения. 
«Северсталь» поставила для строительства на ледокола двух типов металлопроката:
стали марок А40 и D40 повышенной прочности;
стали высокой прочности улучшенной свариваемости с гарантией сопротивляемости слоистым разрывам D500W и E500W. 
Предприятие произвело полную линейку проката толщиной от 11 до 48 миллиметров.
Генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев прокомментировал участие компании в проекте «Лидер»:
«Всего наша компания поставила 1 200 тонн металлопроката для закладной секции уникального, не имеющего аналогов в мире атомного ледокола. Для судна с такими исключительными техническими характеристиками мы произвели инновационные марки стали для судостроения – D500W и E500W. Для проекта «Лидер» и, в частности, головного ледокола «Россия» мы произвели опытно-промышленную партию данного металлопроката. Кроме того, наши коллеги взяли на себя обязательства по оперативным срокам производства и поставки продукции на Дальний Восток. Это стало вызовом для наших предприятий в связи с необходимостью доработки режимов прокатки и термообработки, устойчивости и совершенствования технологии, потребовало от наших коллективов дополнительных усилий. При этом, сотрудники дирекции по планированию производства и логистики смогли оптимальным образом провести наши составы и поставить качественный металлопрокат клиенту даже с опережением запланированного срока. Мы готовы и в дальнейшем выполнять поставки для реализации проекта «Лидер», отвечая всем требованиям наших партнеров».

Стали были изготовлены на Череповецком металлургическом комбинате, который входит в дивизион «Северсталь Российская сталь». Комбинат начал осваивать судостроительные стали в 2015 году. С этого времени в рамках предприятия были проведены инвестиционные проекты, цель которых была повысить качество изготовления штрипсового судостроительного сортамента. В частности, на комбинате ввели в эксплуатацию установку печь-ковш, которая помогла модернизировать процесс внепечной обработки судостроительных сталей. Также предприятие подтвердило технологию производства судостроительной стали повышенной прочности и улучшенной свариваемости с гарантией сопротивляемости слоистым разрывам с индексом «Arc». Это произошло в процессе получения свидетельства о признании изготовителя. Упомянутая технология используется для любых конструктивных элементов без ограничений температуры в толщинах до 70 мм. После подтверждения технологии «Северсталь» стала единственным поставщиком проката марок РС D500WArc30, РС E500WArc30, РС F500WArc30 в приведенном диапазоне толщин.

Прокатка металла, термическая обработку и последующее покрытие межоперационным грунтом проходило в подразделениях промышленной площадки «Северстали» в городе Колпино. Производство велось на стане 5000 листопрокатного цеха по изготовлению трубного проката и «СМЦ-Колпино»

Чтобы быстро осуществлять поставку на Дальний Восток, заказ отгружали на наклонных платформах. Ранее этот способ доставки использовался только для штрипсового сортамента. Для реализации этого способа отгрузки сотрудники «СМЦ-Колпино» и судостроительного комплекса «Звезда» прошли специальную подготовку к погрузочно-разгрузочным работам. Диспетчеры и специалисты по логистике  «Северстали» круглосуточно сопровождали составы, проверяли статут и геолокацию вагонов. Эти меры позволили осуществить поставку всего за 20 дней.
Справка:
Длина строящегося атомохода будет составлять 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. У ледокола «Россия» будут 2 атомных реактора типа РИТМ-400, 4 турбины и 4 гребных электродвигателя. Мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт. Это позволит ему преодолевать толщину льда более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра ледокол сможет развить скорость до 12 узлов.
Атомоход будет сможет прокладывать канал шириной около пятидесяти метров. Такое расстояние даст возможность круглый год производить навигацию по Северному морскому пути крупнотоннажным транспортным судам (от 50 тыс. тонн) и газовозам класса Arc7 шириной корпуса 50 метров. 
Контракт на строительство ледокола ССК «Звезда» и ФГУП «Атомфлот» подписали 23 апреля 2020 года. Государственным заказчиком проекта является Госкорпорация «Росатом». Судостроительный комплекс «Звезда» является единственным исполнителем контракта по решению президента Владимира Путина. Строительство ледокола завершится в 2027 год.
Судостроительный комплекс «Звезда» создан Консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть». У судоверфи заказали более 50 судов, с учетом опционов – 59 судов. Сама компания «Роснефть» разместила на судоверфи заказ на 28 судов. «Звезда» будет производить строительство судов водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементов морских платформ, судов ледового класса, коммерческих судов для транспортировки грузов, специальных судов и других видов морской техники разной сложности, характеристик и назначений, в частности техники, которая будет выпускаться впервые в России.