К 2030 году внутренний рынок черной металлургии ожидает перестройка: медленно растущий сегмент металлоконструкций уступит место динамичному спросу на строительный прокат и катанку. Такой прогноз содержится в исследовании консалтинговой компании Neo, согласно которому к концу десятилетия объём производства стального проката и катанки вырастет на 22,3%, достигнув 20,8 млн тонн, тогда как выпуск металлоконструкций увеличится на 10,3%, до 9,6 млн тонн.
С учётом ожидаемого роста цен, оборот рынка проката к 2030 году может достичь 2,9 трлн рублей, а металлоконструкций 2,5 трлн рублей.
Несмотря на то что за последние пять лет производство металлоконструкций выросло на 55%, темпы прироста уже несколько лет последовательно снижаются. Основная причина зависимость от крупных государственных инфраструктурных проектов, многие из которых либо откладываются, либо замораживаются из-за высокой ключевой ставки и ограниченного доступа к финансированию.
По оценкам «Евраза», видимое потребление стальной балки в 2025 году снизилось на 6%, что напрямую связано с приостановкой около 30% инвестиционных программ. Дополнительное давление оказывает рост импорта металлоконструкций из Китая, который становится всё более конкурентоспособным по цене и качеству.
Как отмечает Евгений Коннов, коммерческий директор ГК «Северсталь Стальные решения», в 2025 году потребление металлоконструкций составит 2,1 млн тонн, а в 2026-м может сократиться до 1,9 млн тонн. Полное восстановление спроса возможно только при снижении ключевой ставки до уровня 8–9%, хотя отраслевые игроки считают приемлемым и уровень в 12%.
В отличие от металлоконструкций, спрос на строительный прокат и катанку формируется не только за счёт госзаказа, но и благодаря активности частного бизнеса. Этот сегмент поддерживается развитием автодорожной сети, расширением производственных мощностей и строительством объектов в особых экономических зонах (ОЭЗ).
Аналитики Neo полагают, что начиная с 2026 года, этот рынок может войти в фазу устойчивого роста. Его дальнейшее развитие будет зависеть от реализации масштабных инфраструктурных программ и роста инвестиционной активности.
К концу десятилетия ожидается не просто количественный рост, но и структурная трансформация спроса:
Доля лёгких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) вырастет с 7% до 9%.
Росту будут способствовать отложенные проекты, накопившиеся в период 2025–2027 годов.
Повышение спроса прогнозируется в жилищном строительстве, где стальные конструкции сокращают сроки возведения и снизить себестоимость.
«Рынок перейдёт от зависимости от мегапроектов к гибкой модели, где ключевую роль сыграет частный сектор и импортозамещение», считает Александр Семин, директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.
Борис Красноженов из Альфа-банка добавляет, что рост спроса на прокат может быть усилен за счёт замещения импортного оборудования и металлоизделий, особенно в машиностроении и энергетике.
Итог: переход к новой норме
Металлургия в России стоит на пороге смены парадигмы. Эпоха экспансии, основанной на госпроектах и массовом строительстве, сходит на нет. Вместо неё формируется устойчивый, но не такой масштабный рынок, ориентированный на:
При этом восстановление спроса на сталь в строительстве ожидается не ранее 2027 года, когда могут начаться реализация отложенных программ и смягчение денежно-кредитной политики. До тех пор отрасль будет адаптироваться к новой реальности с меньшим объёмом, но со сложной и разнообразной структурой потребления.
Найдено 1932 статей
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.