В Новосибирске разработали новый метод оценки деградации авиационного металла
11.11.2021

В Новосибирске разработали новый метод оценки деградации авиационного металла

Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) создали новый метод быстрого определения предельного напряженно-деформированного состояния металла, который используется в авиации. Этот метод оценки деградации материала используется без разрушающих испытаний.

Такой информацией поделилась “Российская газета”, ссылаясь на пресс-службу вуза. Технология позволяет бороться с усталостным напряжением металла. Усталостью называется процесс накопления повреждений под действием переменных напряжений. Он вызывает образование и развитие трещин, что приводит к разрушению материала. Анализ всех видов повреждений показал, что 80-90 процентов из них связаны именно с процессом усталости металла. Этот процесс, как отмечают специалисты, привел к катастрофе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС.

Для авиации эта  проблема также является актуальной, ведь при разрушении части самолета у экипажа и пассажиров практически нет шансов выжить. Чтобы избежать трагедии, авиаконструкторы проводят длительные испытания, которые плохо сказываются на целостности металла. Кроме того эта работа растягивается на годы и требует больших трудовых и финансовых затрат. Этого позволяет избежать новый метод, разработанный в НГТУ. Доцент кафедры проектирования технологических машин Кирилл Захарченко рассказал, что при проведении исследований обеспечивается повторяемость и воспроизводимость результатов. То есть результаты нашего метода могут быть получены на таких же машинах в любой стране мира. Благодаря разработанному методу мы смогли внести существенный вклад в прикладную науку.