Липецкая область может стать центром притяжения для кузнечной отрасли благодаря планам по строительству завода фасонного литья стоимостью 3,5 млрд рублей. ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» (ЧЗСА), расположенное в Чувашии и управляемое Михаилом Болотиным, основателем концерна «Тракторные заводы», рассматривает возможность расширения производства на базе своей дочерней компании, ООО «Липецкий кузнечный завод» (ЛКЗ), известной как «Липецкая кузница». К 2030 году планируется создать современный кузнечно-литейный комплекс, способный выпускать заготовок до 40 тысяч тонн в год. Размер инвестиций в проект оценивается в 3,5 млрд рублей. Эксперты отмечают перспективность инициативы, однако указывают на умеренные темпы развития машиностроения в России и доминирование Китая на экспортных рынках.
В администрации ЛКЗ сообщили изданию «Коммерсантъ-Черноземье» о планах по созданию к 2030 году перспективного кузнечно-литейного комплекса, способного значительно увеличить объемы производства. Проект предусматривает расширение мощностей кузницы ООО «Липецкого кузнечного завода» до 20 тысяч тонн продукции в год, а также создание нового литейного производства с аналогичной производительностью. Реализация проекта оценивается в 3,5 млрд рублей, и компания рассчитывает как на собственные, так и на привлеченные инвестиции. Важным элементом стратегии является международное сотрудничество, в частности, налажены связи с Союзом литейщиков Китая, детали которых еще не освещались. «Мы активно работаем над подготовкой проекта к реализации и планируем начать его после улучшения экономической ситуации и условий кредитования», подчеркнули представители ЛКЗ.
ЧЗСА определен в качестве ключевого исполнителя проекта по созданию нового завода фасонного литья. Предприятие, как и Липецкий кузнечный завод (ЛКЗ), контролируется Михаилом Болотиным. ЛКЗ рассматривается как основная производственная площадка. Приоритетным направлением сбыта станет машиностроительный кластер Чувашской Республики, где существует потребность в фасонном литье, дефицит которого оценивается в 300 тысяч тонн в год. Планируются поставки машиностроительным предприятиям и OEM-производителям, среди которых уже есть клиенты ЧЗСА (ВИЛО РУС, UMG). «Так мы сможем отладить все этапы производства и повысить КПД предприятий блока», — заявил генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев. Полный цикл производства от штамповки до выпуска готовой продукции станет проходить под единым брендом «ЧЗСА Липецкая кузница».
Инвестиции в машиностроение Черноземья демонстрируют тенденцию к росту, о чем свидетельствуют анонсы ряда крупных проектов. Так, в 2024 году в особой экономической зоне «Липецк» начал работу первый цех ООО «Липецкий тракторный завод», который тесно сотрудничает с производителями экскаваторов-погрузчиков и коммунальной техники на базе тракторов «Агромаш» (производство которых локализовано в Чувашии). Оператором является ООО «Концерн „Тракторные заводы“». Еще одним значительным проектом является создание нового предприятия по выпуску насосного оборудования и теплообменников компанией «Энергопромагрегат инвест», реализуемое также в особой экономической зоне с общим объемом инвестиций около 6 млрд рублей. Ввод объекта запланирован на следующий год. Кроме того, у АО «Оскольский завод металлургического машиностроения» в планах к 2029 году начать выпускать бесшовные нержавеющие трубы на территории Белгородской области, инвестировав в это 34,5 млрд рублей. Правда не все проекты реализуются успешно: в начале текущего года ГК «Бормаш» была вынуждена приостановить модернизацию двух машиностроительных заводов в Воронежской области в связи с резким удорожанием кредитов, что повлекло за собой заморозку инвестиций в размере 1,3 млрд рублей.
«Российский рынок испытывает нехватку комплектующих, что негативно влияет на кузнечное производство. Липецкий блок станет первопроходцем в реализации нового пространственного развития до 2036 года, направленной на поддержку ключевых отраслей, включая машиностроение, химию и IT, путем создания специализированных групп во всех федеральных округах с целью повышения конкурентоспособности и снижения себестоимости продукции», — заявил Владимир Бакшаев, директор ЗАО «Чебоксарское предприятие „Сеспель“».
Илья Жарский из экспертной группы Veta считает, что будущее проекта в Липецкой области зависит от развития российского машиностроения и способности конкурировать на внешних рынках. По его мнению, стагнация в российской металлургии, за исключением цветных металлов, связана со слабостью отечественного машиностроения.
«Нет развития машиностроения и станкостроения — нет и спроса на заготовки. Поставки за рубеж — выход, но на этом рынке правит Китай, создавший для своей металлургии уникальные условия, как с точки зрения экономики, так и экологии», — заявил г-н Жарский.
Привлекательная ценовая политика и достойное качество металлопродукции, предлагаемой китайскими предприятиями, обеспечивают ей стабильный спрос, в том числе и на российском рынке, где годовой объем производства литейных заготовок составляет около 5 млн тонн, что почти в два раза меньше, чем в Китае. «В рамках планируемого сотрудничества с китайской стороной, вероятнее всего, речь пойдет о приобретении оборудования, лицензионных прав, передовых технологических решений и программного обеспечения. Совместное производство маловероятно», — подытожил эксперт.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.