Обзор грузоперевозок в морских портах России
Вернуться
14.07.2025

Обзор грузоперевозок в морских портах России. Итоги первого полугодия 2025 года

Обзор грузоперевозок в морских портах России. Итоги первого полугодия 2025 года

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в период с января по июнь 2025 года российские морские порты обработали в общей сложности 425,2 миллиона тонн грузов. К сожалению, объем перевалки снизился на 5,4% по сравнению с первыми шестью месяцами предыдущего года. Чтобы понять, что произошло, рассмотрим более подробно структуру грузопотоков.


Анализ структуры грузооборота


Анализ показывает, что в грузоперевозках произошли заметные изменения.
Объем сухих грузов уменьшился до 204,4 миллиона тонн, что на 7,4% меньше, чем годом ранее. Какие изменения произошли в отдельных категориях?

Перевалка угля немного выросла, достигнув 95,7 миллионов тонн, рост составил 0,6%. Объем грузов в контейнерах немного снизился, составив 27,3 миллиона тонн, снижение составило 1,3%. Перевалка минеральных удобрений, наоборот, показала хороший рост 23,2 миллиона тонн, рост составил 8,8%. Перевозки зерна существенно сократились всего 16,4 миллиона тонн, снижение составило 56,4%. Объем черных металлов увеличился до 12 миллионов тонн, рост составил 23,6%. Перевалка руды также показала положительную динамику, достигнув 6,7 миллионов тонн, рост составил 37,5%. Грузы, перевозимые паромами, немного прибавили 4 миллиона тонн, рост составил 2,4%.

Объем наливных грузов составил 220,8 миллионов тонн, что на 3,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вот как изменились показатели по отдельным категориям:

Объем перевалки сырой нефти составил 133,5 миллиона тонн, снижение составило 3,4%. Перевалка нефтепродуктов снизилась до 63,3 миллионов тонн, снижение составило 5%. Перевалка сжиженного газа немного увеличилась, достигнув 19 миллионов тонн, рост составил 2,2%. Объем продовольственных грузов сократился до 2,8 миллиона тонн, снижение составило 17,1%.


Как распределились грузоперевозки по типам?


В течение первой половины 2025 года структура грузооборота по видам транспортировки выглядела следующим образом.

Экспортные потоки составили 334,4 миллиона тонн, отмечено снижение на 5,8%. Импортные потоки составили 20,9 миллиона тонн, отмечен прирост на 1,1%. Транзитные потоки составили 36,4 миллиона тонн, отмечен прирост на 5,9%. Каботажные потоки составили 33,5 миллиона тонн, отмечено снижение на 14,4%.


Региональный разрез


Анализ показывает, что в разных морских бассейнах ситуация с грузоперевозками отличалась.


Арктический бассейн


Здесь общий грузооборот составил 44 миллиона тонн, что на 6,7% меньше, чем в предыдущем году.

Перевалка сухих грузов 10,8 миллиона тонн, снижение на 14,8%. Перевалка наливных грузов 33,3 миллиона тонн, снижение на 3,8%.

Мурманск — 25,3 миллиона тонн, снижение на 7,4%. Сабетта — 14,4 миллиона тонн, снижение на 3%. Варандей — 2,1 миллиона тонн, снижение на 21,1%. Архангельск — 1,1 миллиона тонн, снижение на 5,4%.


Балтийский бассейн


Общий грузооборот снизился на 3,2% и составил 135,8 миллиона тонн.

Перевалка сухих грузов — 63,6 миллиона тонн, прирост на 0,5%. Перевалка наливных грузов — 72,2 миллиона тонн, снижение на 6,2%.

Усть-Луга — 65,9 миллиона тонн, снижение на 4,2%. Приморск — 31,2 миллиона тонн, снижение на 4,6%. Большой порт Санкт-Петербург — 28,1 миллиона тонн, прирост на 2,2%. Высоцк — 5,5 миллиона тонн, снижение на 2,9%.


Азово-Черноморский бассейн


Здесь наблюдается значительное снижение грузооборота на 11,9%, до 123,5 миллиона тонн.

Перевалка сухих грузов — 49,9 миллиона тонн, снижение на 23,4%. Перевалка наливных грузов — 73,6 миллиона тонн, снижение на 1,9%.

Новороссийск — 80,3 миллиона тонн, снижение на 6,7%. Тамань — 12,9 миллиона тонн, снижение на 1,5%. Туапсе — 10,7 миллиона тонн, прирост на 2,6%. Кавказ — 5,4 миллиона тонн, снижение на 49,5%. Ростов-на-Дону — 5,7 миллиона тонн, снижение на 25,9%.


Каспийский бассейн


Грузооборот сократился на 36,7%, до 3,1 миллиона тонн.

Перевалка сухих грузов — 1,7 миллиона тонн, снижение на 52,3%. Перевалка наливных грузов — 1,4 миллиона тонн, прирост на 5,5%.

Астрахань — 1,5 миллиона тонн, снижение на 41,7%. Махачкала — 1,5 миллиона тонн, снижение на 9,4%.


Каспийский бассейн


В Каспийском море ситуация выглядит следующим образом. Астрахань — 1,5 миллиона тонн, снижение на 41,7%. Махачкала — 1,5 миллиона тонн, снижение на 9,4%.


Дальневосточный бассейн


В отличие от большинства регионов, порты Дальнего Востока показали хорошие результаты. Общий грузооборот здесь вырос. В первом полугодии 2025 года объем грузоперевозок в портах Дальнего Востока составил 118,7 миллиона тонн, что на 1,6% больше, чем в прошлом году.

Сухие грузы показали прирост до 78,4 миллионов тонн, рост составил 3,2%. Наливные грузы, напротив, немного снизились до 40,3 миллионов тонн, снижение на 1,3%.

Восточный — 40,7 миллиона тонн, снижение на 7,4%. Владивосток — 19,7 миллиона тонн, прирост составил 4,7%. Ванино — 17,9 миллиона тонн, прирост составил 26,4%. Находка — 14 миллионов тонн, снижение на 3,3%. Пригородное — 6,9 миллиона тонн, прирост составил 2,5%.

Новости

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться сайтом
Сферы деятельности
Транслом Сервис
Транслом Маркет
Транслом Цветмет
Транслом Втормет

Централизация учета лома в рамках ОАО «РЖД» —
одного из крупнейших ломообразующих предприятий

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров.
750 000 тонн
Лома к переработке

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
750 000 тонн
Лома к переработке
750 000 тонн
Лома к переработке
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Фильтры
Регионы
Показать всё
Метро
Опыт работы
Тип занятости
Сбросить
Обратная связь
Оставьте свои данные и наш менеджер свяжется с вами
Интересующее направление
Интересующий вид услуги
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Название компании
Должность
Город
Прикрепить файл
Сообщение
Вы не робот?
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с пользовательским соглашением
Выберите город
Мы покажем адрес ближайшего офиса