Ассоциация морских торговых портов (АСОП) представила данные, свидетельствующие о сокращении суммарного грузооборота морских портов Российской Федерации в первые четыре месяца 2025 года. Общий объем перевалки составил 280,7 млн тонн, что на 5,4% ниже аналогичного периода прошлого года. Этот спад контрастирует с динамикой, наблюдавшейся в предыдущие годы, когда, например, в 2024 году грузооборот составил 296,7 млн тонн, а в 2023 году наблюдался уверенный рост. Текущая тенденция отражает общие экономические вызовы, стоящие перед российской экономикой и ее внешнеторговой деятельностью.
Анализ данных показывает, что снижение коснулось как сухих, так и наливных грузов, что свидетельствует о комплексном характере изменений в структуре грузопотоков. Особенно заметно падение перевалки зерна (до 12,1 млн тонн, −52,7%) и грузов в контейнерах (до 18,2 млн тонн, −0,6%), которые ранее демонстрировали уверенный рост и являлись важными драйверами развития портовой инфраструктуры. Сухие грузы в целом упали на 6% до 133,7 млн тонн, а наливные на 4,7% до 146,9 млн тонн.
Несмотря на общую негативную тенденцию, в отдельных сегментах наблюдался рост. В частности, увеличилась перевалка угля (до 60,8 млн тонн, +2,2%), минеральных удобрений (до 15,6 млн тонн, +12,1%) и черных металлов (до 8 млн тонн, +19,3%), что может говорить о переориентации экспортных потоков или изменении структуры внутреннего спроса.
Динамика грузооборота в различных морских бассейнах существенно различается. Арктический и Азово-Черноморский бассейны продемонстрировали наиболее значительное снижение (например, в Азово-Черноморском бассейне снижение составило 11,3%, а в Арктическом 7,8%), что может быть связано с логистическими трудностями и геополитическими факторами. Балтийский бассейн показал относительно стабильные результаты, а Дальневосточный даже небольшой рост (до 75,8 млн тонн, +0,9%), что подтверждает его растущую роль в обеспечении внешнеторговых связей России. В частности, порт Ванино показал впечатляющий рост в +22,7%.
Анализ структуры грузопотока показывает снижение доли экспортных и каботажных перевозок и увеличение импортных (рост на 2,4% до 13,7 млн тонн) и транзитных (рост на 3,9% до 24,2 млн тонн). Это может свидетельствовать о перестройке логистических цепочек и усилении роли России как транзитного узла, особенно в условиях меняющейся мировой торговли.
Снижение грузооборота морских портов РФ в начале 2025 года является отражением сложных экономических процессов и контрастирует с положительной динамикой, наблюдавшейся в предыдущие годы, когда общий объем перевалки стабильно рос. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от адаптации российской экономики к новым условиям, эффективности мер государственной поддержки и развития транспортной инфраструктуры. Рост перевалки отдельных видов грузов и в Дальневосточном бассейне дает основания для сдержанного оптимизма и свидетельствует о наличии потенциала для восстановления и дальнейшего роста грузооборота российских морских портов.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.