Предстоящее решение Демократической Республики Конго об экспорте кобальта может потенциально привести к резкому росту цен на металл и заставить производителей свинцовых аккумуляторов искать альтернативы, заявила отраслевая группа.
Цена на кобальт выросла более чем на 50% с тех пор, как африканская страна, ответственная за три четверти мирового производства, прекратила экспорт 22 февраля. Продление запрета или строгие квоты могут еще больше поднять цену, заявила Benchmark Mineral Intelligence в среду в отчете, подготовленном для Cobalt Institute.
«Правительство ДРК указало, что последуют дальнейшие меры экспортного контроля, включая продление запрета или квоты», заявила Benchmark. Слишком строгая квота может привести к росту цен, что приведет к «быстрому переходу производителей аккумуляторов к химическим веществам без кобальта», заявила группа.
В отличие от других металлов для аккумуляторов, таких как никель и литий, которые добываются отдельно, кобальт в основном производится как побочный продукт на медных рудниках в ДРК и никелевых рудниках в Индонезии. Конго приостановило экспорт на четыре месяца в феврале после того, как цены упали до исторического минимума из-за роста производства китайской CMOC Group Ltd. на двух ее предприятиях в стране.
Спрос на металл, который также используется в суперсплавах и оборонных приложениях, вырос на 12% в прошлом году и остается высоким, сообщает Benchmark. Но в отчете описывается тонкий баланс между политиками, горнодобывающими компаниями и производителями, поскольку они стремятся обеспечить себе ключевое сырье.
Многие китайские производители электромобилей уже перешли на литий-железо-фосфатные батареи (LFP), которые не содержат кобальт. На рынок электромобилей пришлось 43% спроса на кобальт в 2024 году.
Контроль производства кобальта в Конго затруднен из-за его связи с медью. Цены на этот металл достигли исторического максимума в прошлом году, что стимулировало рост производства. В результате CMOC произвела на своих рудниках на 31% больше заявленной мощности по кобальту, согласно отчету.
Glencore Plc и Eurasian Resources Group были вторым и третьим по величине производителями кобальта в стране.
На Индонезию в прошлом году пришлось 12% мировых поставок, и ожидается, что к 2030 году этот показатель достигнет 22%, сообщает Benchmark.
Кобальт стал очагом напряженности в глобальной борьбе за критически важные минералы. Китай переработал 79% металла, а Финляндия, занимающая второе место, в прошлом году произвела всего 7%, сообщает Benchmark. США ведут переговоры с Конго о предоставлении доступа к критически важным минералам, включая кобальт, в обмен на помощь в обеспечении безопасности.
«Учитывая доминирование Китая в цепочке поставок кобальта и ключевых частях цепочки создания стоимости аккумуляторов, диверсификация поставок и снижение рисков со стороны Китая являются одними из основных геополитических факторов», говорится в отчете.
Согласно отчету, кустарная и мелкомасштабная добыча, на долю которой приходилось около 10% объема добычи в Конго в 2018 году, в прошлом году сократилась до менее 2% от объема добычи страны на фоне низких цен и взрывного роста производства CMOC.
«Из-за того, что сейчас объемы промышленной добычи в ДРК намного больше, чем в прошлом, даже при возможном росте цен в будущем», кустарная добыча не вернет себе прежнюю долю рынка.
Кустарная добыча нескольких металлов обеспечивает средства к существованию для миллионов конголезцев, хотя опасения по поводу безопасности и детского труда подтолкнули мировые движения к ее регулированию.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.