Сильней всего просели экспортные перевозки угля и внутренние — строительных грузов (~ 5,5 млн тонн по расчетам РЖД), общий объем потерь составил 9,7 миллиона тонн. Из них недогруз в 8,7 миллиона тонн пришелся на южное направление.
Стоит ли ожидать стабилизации во II квартале? Большинство аналитиков склоняется к выводу, что нет. Стоимость угля на мировом рынке вряд ли вырастет в ближайшее время, а это значит, что возобновлять экспортные перевозки в прежнем объеме нет смысла. Тем более из-за экспортной пошлины везти уголь через южное и северо-западное направление попросту невыгодно.
В РЖД отмечают, что на погрузку не менее отрицательно действует экспортная пошлина на уголь, вредящая экономике экспорта угля на западном и южном направлении.
В первые два месяца 2024 года объемы погрузки упали более чем на 4%. Аналогичная отрицательная тенденция наблюдалась в 2022 — после начала СВО погрузка снизилась на 3,8%.
Впрочем, снижение на 3-4% не так критично, подобное уже наблюдалось в период коронавирусных ограничений, а во время кризиса 2008 года потери и вовсе составили 26%. По словам главы «Российских железных дорог» О. В. Белозёрова, среднегодовой темп грузоперевозок до 2030 года приняты на уровне более 2% (+ 200 000 000 миллионов тонн).
В январе-марте погрузка каменного угля снизится на 5,1% (-4,7 миллиона тонн). При этом падение экспортных объемов (на 5,8 млн тонн) будет уравновешено ростом (примерно на миллион тонн) перевозок внутри страны. Аналогичная ситуация складывается с нефтепродуктами — внешние перевозки сократились на 2,6 миллиона тонн (10,7%), а внутренние, наоборот, увеличились на 5,6%. Благодаря компенсированию трафика, общее снижение не перешагнуло порог в 1,6 % (0,9 миллиона тонн).
На данный момент увеличивается погрузка:
-удобрений (+1,9 миллиона тонн или 12,5%),
-зерна (+7,7% в общем и +10,9% — за рубеж),
-контейнерных грузов (+6,8%, в основном — внутри страны),
-лесные грузы (+0,8%, но экспорт уменьшился на 9,7%).
Потери:
-58,3% (4,7 миллиона тонн) экспортного угля через Азово-Черноморские порты,
-3,8 миллиона тонн — строительные грузы для внутреннего рынка,
-1,4 миллиона тонн в погрузке руды (потери были компенсированы приростом экспорта),
-1,1 миллиона тонн нефтяных грузов на юге.
М. Худалов, стратег «Вектор Икс»: угольный экспорт серьезно уменьшился из-за падения цен на мировом рынке и сопутствующих высоких тарифов на перевозку и перевалку грузов. До начала отопительного сезона значительных улучшений ждать не стоит. Более того, с апреля по июнь экспорт угля упадёт еще на 5-8%, чёрных металлов — до 2%.
М. Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики»: перевозки зерна, контейнерных грузов и минеральных удобрений продолжат расти, но по остальным категориям ситуация менее радужная. Российский уголь определенных марок не выдерживает конкуренции на мировом рынке, а по строительным грузам внутри страны наблюдается стагнация спроса. Отечественные грузовладельцы уже не в состоянии оплачивать одновременно пошлины, налог на сверхприбыль и издержки из-за смены ориентации экспорта.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.