Специалисты отмечают, что подорожание металлургического сырья в августе нельзя рассматривать как устойчивое восстановление отрасли. Ситуация на рынке по-прежнему характеризуется дисбалансом между спросом и предложением, а рост котировок во многом носит краткосрочный характер.
По данным Kept, цена на железную руду за месяц увеличилась на 4,5% и достигла $102 за тонну. В Китае заметен рост цен на готовую продукцию: горячекатаный рулон подорожал на 3,5% и составил $476 за тонну, арматура прибавила 2,3% и стоила $445. В отчете аналитики указывают, что ожидания новых стимулов для китайской экономики, а также крупные инфраструктурные проекты, включая строительство дамбы в Тибете, оказали поддержку отрасли. Дополнительный спрос сформировали производители чугуна.
Россия в тот же период повторила мировую динамику лишь частично. Горячекатаный рулон в портах Черного моря подорожал на 2,96%, до $480 за тонну. По информации агентства «Русмет», в сентябре стоимость железорудного концентрата достигла 7,9 тыс. руб. за тонну (+3,9% к августу). Внутренние котировки также выросли: горячекатаный рулон поднялся на 5,6% до 38,449 тыс. руб., сляб прибавил 2,2% и составил 35,858 тыс. руб.
При этом объемы производства в России снизились. Как сообщает корпорация «Чермет», в августе было выплавлено 4 млн тонн чугуна, 5,5 млн тонн стали и произведено 4,9 млн тонн проката. По сравнению с прошлым годом это меньше на 6,8%, 4,5% и 2,3% соответственно. Эксперты подчеркивают, что рост внутренних цен в большей степени связан с инфляцией, а не с расширением потребления.
Управляющий директор НКР Дмитрий Орехов связывает оживление спроса с ростом выпуска стали в Китае и сокращением экспорта руды из Бразилии, где пожар и другие события ограничили поставки. Этот фактор продолжал оказывать влияние и в сентябре.
Начальник аналитического отдела «Риком-Траст» Олег Абелев отмечает, что запасы руды в китайских портах остаются низкими, а ослабление доллара стимулировало активность на фьючерсных рынках. По прогнозу Орехова, в ближайшие месяцы возможен умеренный рост цен, а в долгосрочной перспективе средний уровень, вероятнее всего, закрепится в диапазоне $110–115 за тонну.
В то же время в НКР считают, что потенциал роста ограничен. В материалах Kept указывается, что неопределенность вокруг тарифной политики США и нестабильность строительного сектора Китая мешают формированию устойчивого спроса. Абелев добавляет, что слабое потребление при высоком уровне производства продолжает оказывать давление на рынок. Старший аналитик «Эйлер» Никанор Халин подчёркивает: текущий рост цен обусловлен исключительно удорожанием сырья. На это указывает и стрессовый уровень спреда между сталью и корзиной сырья.
Российский рынок, по словам экспертов, развивается в отрыве от мирового. Халин напоминает, что внутренние цены формируются под влиянием инфляции. Абелев уточняет, что спрос поддерживается госпрограммами, ипотекой и инфраструктурным строительством, но этого достаточно лишь для стабильности, а не для роста. Управляющий партнёр «S+Консалтинг» Елена Лазько добавляет, что денежно-кредитная политика остается значимым фактором: снижение ставок не снимает всех рисков для отрасли, а давление на экспортную рентабельность сохраняется.
В целом августовский рост цен оказался следствием временных факторов: ограниченного предложения и локальных драйверов. Для России ключевым фактором остается инфляция, тогда как мировая конъюнктура зависит от китайского спроса и поставок из Бразилии.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.