«Евраз» ожидает падение внутреннего спроса
Вернуться
27.11.2025

«Евраз» ожидает падение внутреннего спроса на 14% в 2025 году

«Евраз» ожидает падение внутреннего спроса

Руководитель дирекции проектных продаж «Евраз» Дмитрий Пухнаревич рассказал о текущей ситуации на рынке стальной балки, а также о проблемах с импортом и перспективах отрасли в ближайшие годы.

По оценкам металлургической отрасли, в 2025 году внутренний спрос может сократиться примерно на 14%, что связано главным образом с падением строительной активности. Стальной балочный рынок, который в 2024 году достиг максимума в 1,3–1,4 млн тонн, в 2025-м показывает обратную динамику.

Во второй половине текущего года спрос уменьшился на 25–30% год к году, что приведет к снижению видимого потребления на 6% и конечного примерно на 12%.

К ключевым причинам относится рост доли замороженных проектов на 30%, сокращение проектного портфеля с применением двутавра на 20% с 2 млн до 1,6 млн тонн к III кварталу, а также ожидаемый недобор рынка около 0,5 млн тонн балки в ближайшие 2–3 года.

Главным негативным фактором Пухнаревич называет крайне дорогие кредиты. Реальная ставка для бизнеса в отдельных случаях достигает 30%, и это делает большинство новых проектов, особенно для сегмента МСП, экономически неосуществимыми. Сейчас рынок удерживают в первую очередь крупные государственные стройки, но после завершения текущих программ новых масштабных инициатив не видно поэтому и 2025 год обещает быть непростым.

По мнению Пухнаревича, простого снижения ключевой ставки недостаточно. Он считает, что стимулирующий эффект возможен только при уровне 8–9% (максимум 10–12%). Пока ставка находится выше, большинство проектов остается нерентабельным.

Пухнаревич отмечает, что угроза для российских производителей связана не столько с прямым импортом металлопроката из Китая и Казахстана, где российские компании сохраняют сильные позиции, сколько с активным ростом поставок готовых китайских металлоконструкций в страны СНГ и напрямую в Россию.

Эти конструкции производятся из местного китайского сырья и формируют серьезную конкуренцию российскому прокату. В результате отечественные заводы рискуют простаивать из-за потери спроса.

Сейчас объем китайских металлоконструкций в России оценивается примерно в 40–50 тыс. тонн, но при отсутствии защитных мер к 2027 году он может вырасти до 100–200 тыс. тонн.

По словам Пухнаревича, китайские компании предлагают низкие цены не из-за демпинга, а благодаря системной поддержке:

  • крупные объекты, строящиеся китайскими инвесторами, комплектуются материалами из Китая;
  • производители металлоконструкций получают государственные субсидии на экспорт, позволяющие частично компенсировать прибыль.

Из-за этого российские металлурги и производители металлоконструкций работают на грани окупаемости.

Пухнаревич считает эффективным не акциз на прокат (который мало влияет из-за небольшого объема прямого импорта), а введение единого сертификационного стандарта для готовых металлоконструкций. Это позволило бы выровнять требования к качеству для российских и импортных изделий.

Около 80% спроса на стальную балку приходится на промышленный сектор. Оставшиеся 20% формируются за счёт социально-инфраструктционных объектов парковок, концертных залов, мостов, пешеходных переходов и т. д.

Федеральные программы вроде «Комфортная среда» и «Дороги» дали заметный импульс благодаря использованию металла в инфраструктуре (например, металлические ограждения дорог). Нацпроекты, особенно в жилищном строительстве, также поддержали рынок хотя там основной акцент все же на арматуре.

Сезонность для стальной балки практически нехарактерна. Крупные промышленные проекты идут круглый год, а летний всплеск, связанный с северными поставками, только слегка корректирует общую картину.

По оценке Пухнаревича, в ближайшие 2–3 года строительство из металла станет более экономичным, чем бетонное. Это произойдёт из-за подорожания бетонных работ и растущего дефицита рабочей силы.

Металлургические предприятия уже готовы заместить объемы бетонных конструкций, поскольку текущая загрузка мощностей остается далекой от максимальной, особенно с учетом снижения экспорта.

Новости

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться сайтом
Сферы деятельности
Транслом Сервис
Закупка, демонтаж и утилизация
Транслом Маркет
Продажа лома чёрных металлов и б/у материалов
Транслом Цветмет
Экспертиза рынков цветных и драгметаллов
Транслом Втормет
Заготовка и переработка металлолома

Централизация учета лома в рамках ОАО «РЖД» —
одного из крупнейших ломообразующих предприятий

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров.
750 000 тонн
Лома к переработке

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
750 000 тонн
Лома к переработке
750 000 тонн
Лома к переработке
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Фильтры
Регионы
Показать всё
Метро
Опыт работы
Тип занятости
Сбросить
Обратная связь
Оставьте свои данные и наш менеджер свяжется с вами
Интересующее направление
Интересующий вид услуги
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Название компании
Должность
Город
Прикрепить файл
Сообщение
Вы не робот?
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с пользовательским соглашением
Выберите город
Мы покажем адрес ближайшего офиса