Руководитель дирекции проектных продаж «Евраз» Дмитрий Пухнаревич рассказал о текущей ситуации на рынке стальной балки, а также о проблемах с импортом и перспективах отрасли в ближайшие годы.
По оценкам металлургической отрасли, в 2025 году внутренний спрос может сократиться примерно на 14%, что связано главным образом с падением строительной активности. Стальной балочный рынок, который в 2024 году достиг максимума в 1,3–1,4 млн тонн, в 2025-м показывает обратную динамику.
Во второй половине текущего года спрос уменьшился на 25–30% год к году, что приведет к снижению видимого потребления на 6% и конечного примерно на 12%.
К ключевым причинам относится рост доли замороженных проектов на 30%, сокращение проектного портфеля с применением двутавра на 20% с 2 млн до 1,6 млн тонн к III кварталу, а также ожидаемый недобор рынка около 0,5 млн тонн балки в ближайшие 2–3 года.
Главным негативным фактором Пухнаревич называет крайне дорогие кредиты. Реальная ставка для бизнеса в отдельных случаях достигает 30%, и это делает большинство новых проектов, особенно для сегмента МСП, экономически неосуществимыми. Сейчас рынок удерживают в первую очередь крупные государственные стройки, но после завершения текущих программ новых масштабных инициатив не видно поэтому и 2025 год обещает быть непростым.
По мнению Пухнаревича, простого снижения ключевой ставки недостаточно. Он считает, что стимулирующий эффект возможен только при уровне 8–9% (максимум 10–12%). Пока ставка находится выше, большинство проектов остается нерентабельным.
Пухнаревич отмечает, что угроза для российских производителей связана не столько с прямым импортом металлопроката из Китая и Казахстана, где российские компании сохраняют сильные позиции, сколько с активным ростом поставок готовых китайских металлоконструкций в страны СНГ и напрямую в Россию.
Эти конструкции производятся из местного китайского сырья и формируют серьезную конкуренцию российскому прокату. В результате отечественные заводы рискуют простаивать из-за потери спроса.
Сейчас объем китайских металлоконструкций в России оценивается примерно в 40–50 тыс. тонн, но при отсутствии защитных мер к 2027 году он может вырасти до 100–200 тыс. тонн.
По словам Пухнаревича, китайские компании предлагают низкие цены не из-за демпинга, а благодаря системной поддержке:
Из-за этого российские металлурги и производители металлоконструкций работают на грани окупаемости.
Пухнаревич считает эффективным не акциз на прокат (который мало влияет из-за небольшого объема прямого импорта), а введение единого сертификационного стандарта для готовых металлоконструкций. Это позволило бы выровнять требования к качеству для российских и импортных изделий.
Около 80% спроса на стальную балку приходится на промышленный сектор. Оставшиеся 20% формируются за счёт социально-инфраструктционных объектов парковок, концертных залов, мостов, пешеходных переходов и т. д.
Федеральные программы вроде «Комфортная среда» и «Дороги» дали заметный импульс благодаря использованию металла в инфраструктуре (например, металлические ограждения дорог). Нацпроекты, особенно в жилищном строительстве, также поддержали рынок хотя там основной акцент все же на арматуре.
Сезонность для стальной балки практически нехарактерна. Крупные промышленные проекты идут круглый год, а летний всплеск, связанный с северными поставками, только слегка корректирует общую картину.
По оценке Пухнаревича, в ближайшие 2–3 года строительство из металла станет более экономичным, чем бетонное. Это произойдёт из-за подорожания бетонных работ и растущего дефицита рабочей силы.
Металлургические предприятия уже готовы заместить объемы бетонных конструкций, поскольку текущая загрузка мощностей остается далекой от максимальной, особенно с учетом снижения экспорта.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.