Импорт основных сырьевых товаров в Китай в первой половине года представлял собой неоднозначную картину, но если и прослеживается четкая тенденция, то она заключается в том, что крупнейший в мире покупатель природных ресурсов становится все более чувствительным к ценам.
Импорт сырой нефти за первые шесть месяцев незначительно вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поставки сжиженного природного газа (СПГ) были слабыми, как и импорт угля.
Согласно официальным данным, опубликованным в понедельник, динамика импорта меди была неоднозначной: поставки рафинированного металла сократились, но поставки руды и концентратов увеличились, в то время как импорт железной руды несколько снизился.
Традиционно рынок сырьевых товаров рассматривает фундаментальные факторы спроса и предложения, определяющие цены, но Китай все чаще демонстрирует, что уровень его импорта в большей степени зависит от сложившихся цен.
Наглядным примером этого является сырая нефть. В первом квартале 2025 года Китай, крупнейший в мире импортер, столкнулся с сокращением поставок, сократив импорт на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Однако во втором квартале наблюдался рост импорта сырой нефти, достигнув 12,14 млн баррелей в сутки (б/с) в июне, что стало самым высоким показателем с августа 2023 года.
Увеличения импорта во втором квартале оказалось достаточным, чтобы сделать первое полугодие положительным: поставки выросли на 1,4% по сравнению с первым полугодием 2024 года.
Мировые фьючерсы на нефть марки Brent демонстрировали тенденцию к снижению. Цена упала с максимума в 75,47 доллара за баррель 2 апреля до четырёхлетнего минимума в 58,50 доллара 5 мая.
Напротив, снижение импорта в первом квартале произошло на фоне роста цен в период, когда эти партии нефти могли быть закуплены.
Цена на нефть марки Brent упала с минимума в 70,85 доллара за баррель 6 декабря до шестимесячного максимума в 82,63 доллара 15 января, что означает, что китайские нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с ростом импортных расходов на партии нефти, поступающие в первом квартале.
Аналогичная динамика цен наблюдалась и с СПГ: спотовые цены на поставки в Северную Азию достигли 15-месячного максимума в 16,10 доллара США за миллион британских тепловых единиц (мм БТЕ) за неделю, закончившуюся 14 февраля.
Высокий спрос на СПГ в Европе поддерживал высокие спотовые цены в Азии, при этом обычное сезонное снижение после зимнего пика было гораздо менее выраженным в 2025 году.
Это, в свою очередь, привело к резкому падению импорта СПГ: по оценкам аналитиков Kpler, снижение составило 22% за первое полугодие до 30,24 млн метрических тонн.
Согласно официальным данным, снижение импорта СПГ привело к снижению общего импорта природного газа в Китай как в виде сверхохлажденного топлива, так и по трубопроводам на 7,8% в первом полугодии.
Медь ещё один пример ценового влияния на импорт Китая, хотя и в несколько иной форме.
Импорт необработанной меди в Китай в первой половине года снизился на 4,6% до 2,633 млн тонн. Это в значительной степени связано с резким ростом импорта меди в США, поскольку трейдеры ожидали введения пошлин президентом Дональдом Трампом, а на прошлой неделе было объявлено о введении 50%-ной пошлины.
По сути, грузы меди, предназначенные для Китая, были перенаправлены в США, что принесло прибыль как китайским покупателям, получившим премию, так и трейдерам, поскольку они смогли доставить грузы в США до введения пошлины и теперь могут воспользоваться огромной премией, которая сейчас действует на этот промышленный металл. Однако, несмотря на снижение импорта рафинированной меди, поставки руды и концентратов в первом полугодии выросли на 6,4% до 14,75 млн тонн, что свидетельствует о сохранении высокого спроса со стороны металлургических предприятий.
Железная руда также подвержена влиянию цен, хотя это в основном обусловлено умеренным снижением импорта на фоне в целом стабильных цен.
Импорт железной руды в Китай в первом полугодии снизился на 3,0% до 592,21 млн тонн на фоне небольшого снижения производства стали и сокращения портовых запасов.
Контракты на железную руду, торгуемые в Сингапуре, в понедельник закрылись на уровне 97,70 долларов за тонну и с начала 2025 года торговались в диапазоне 15 долларов за тонну, со средним значением около 99 долларов.
Эта стабильность контрастирует с гораздо более широким диапазоном цен на другие товары, такие как сырая нефть и медь.
Пожалуй, единственным крупным товаром, импортируемым Китаем, который не демонстрирует ценовой чувствительности, является уголь, где как объемы импорта, так и цены снижаются. Импорт угля в Китай в первой половине года сократился на 11,1% до 221,7 млн тонн, в то время как поставки основных индонезийских и австралийских марок угля в Китай упали до четырёхлетнего минимума, согласно оценкам агентства Argus, отчитывающегося за сырьевые товары.
Добыча угля в Китае выросла на 6% за первые пять месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что сократило потребность в импорте.
Однако общий вывод, связанный с импортом сырьевых товаров в Китай, заключается в том, что в отношении товаров, цепочки поставок которых Китай не контролирует и которые не являются доминирующими в закупках, Китай становится гораздо более восприимчивым к изменению цен и будет соответствующим образом корректировать объёмы импорта.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.