Данные по промышленному производству и импорту сырьевых товаров Китая за июнь выявили противоречивые цифры, что усложняет получение точной оценки состояния второй по величине экономики мира.
Производство стали и импорт железной руды, по-видимому, демонстрируют противоположные тенденции: в июне спрос на сталь снизился, а импорт ключевого сырья резко вырос в этом году.
Добыча угля увеличилась на 5% за первые шесть месяцев года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, но тепловая энергетика, которая в основном работает на угле, снизилась на 2,4% в первой половине года.
Производство алюминия выросло на 3,4% в июне по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и на 3,3% в первой половине года, но производство строительных материалов, таких как цемент и стекло, в июне упало на 5%.
Чтобы расшифровать, казалось бы, неоднозначные сигналы, полученные из данных, необходимо понять, являются ли эти цифры частью долгосрочных тенденций или обусловлены краткосрочными факторами.
Китай произвел 83,18 млн тонн нерафинированной стали в прошлом месяце, объем производства за первое полугодие составил 514,83 млн тонн, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Снижение объемов производства стали соответствует ситуации с сектором жилищного строительства, который все еще испытывает трудности, но не объясняет, почему импорт железной руды был высоким.
Китай, закупающий около 75% мировой железной руды, поставляемой морским путем, в июне увеличил поставки на 8% по сравнению с маем, достигнув импорта в размере 105,95 млн тонн, что является самым высоким показателем в 2025 году. Однако импорт железной руды в первой половине 2025 года сократился на 3% до 592,21 млн тонн.
Цены отчасти объясняют недавний рост импорта железной руды: контракты на Сингапурской бирже демонстрируют тенденцию к снижению с момента достижения 12 февраля рекордного с начала 2025 года уровня в 107,81 доллара за тонну.
1 июля они упали до 93,35 доллара, но с тех пор восстановились до 97,95 доллара в среду на фоне оптимизма относительно того, что меры стимулирования экономики Пекина увеличат спрос на сталь во второй половине года.
Однако, если годовой объём производства стали останется на уровне неофициального лимита в 1 миллиард тонн, это означает, что производство во второй половине года будет ниже, чем 514,83 миллиона тонн, достигнутых в первой половине года.
Сохраняются возможности для наращивания запасов железной руды: портовые запасы, отслеживаемые консалтинговой компанией SteelHome, сократились до 131,9 миллиона тонн за неделю до 11 июля по сравнению со 150,02 миллиона тонн за ту же неделю прошлого года.
Ещё одним кажущимся противоречием является добыча угля, которая выросла на 5% за первые шесть месяцев 2025 года до 2,4 млрд тонн.
Основным направлением внутреннего потребления угля в Китае является электроэнергетика, а тепловая энергетика, которая в основном работает на угле и лишь в небольшой доле природного газа, сократилась на 2,4%.
Общая выработка электроэнергии в первом полугодии выросла на 0,8%, а учитывая, что гидроэнергетика также снизилась на 2,9%, очевидно, что быстрое развитие возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, увеличило их долю.
Есть две основные причины. Первая заключается в том, что это гарантирует относительно низкий уровень внутренних цен на уголь, что оказывает понижательное давление на стоимость электроэнергии в условиях неопределённости, вызванной торговой войной с Соединёнными Штатами.
Цена на энергетический уголь в Циньхуандао в июне упала до четырёхлетнего минимума в 610 юаней (84,96 доллара США). И хотя в среду она восстановилась до 625 юаней, она всё ещё почти на 20% ниже максимума 2025 года в 775 юаней, достигнутого в начале января.
Второе преимущество роста добычи угля внутри страны заключается в снижении потребности в поставках из-за рубежа. Поскольку Китай является крупнейшим мировым импортёром, это означает, что цены на морские перевозки оказались под давлением.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.