Согласно предварительным данным, предоставленным Ассоциацией операторов морских торговых портов (АСОП), общий объем грузовых операций, осуществленных в морских портах, расположенных на территории Российской Федерации, в период с января по май 2025 года, достиг 355,3 миллиона тонн. Данный показатель отражает тенденцию к снижению, уменьшившись на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, 2024 года.
Анализ структуры грузооборота показывает уменьшение объемов как сухих, так и наливных грузов. В частности, совокупный объем перевалки сухих грузов сократился на 6%, составив 170,6 миллиона тонн. Схожая динамика прослеживается и в сегменте наливных грузов, где совокупный объем перевалки уменьшился на 3,9%, достигнув отметки в 184,7 миллиона тонн.
В сегменте перевалки угля отмечен умеренный рост. Общий объем операций достиг 78,3 миллиона тонн, что соответствует увеличению на 1,5% относительно предыдущего года.
Существенный подъем зафиксирован в сегменте перевалки минеральных удобрений. Совокупный объем операций достиг 19,8 миллиона тонн, превысив аналогичный показатель 2024 года на 12,1%.
Положительная динамика отмечена в сегменте перевалки черных металлов. Общий объем операций составил 10,3 миллиона тонн, что на 24,5% больше, чем в предыдущем году.
Наиболее значительный прирост объемов зафиксирован в сегменте перевалки руды. Совокупный объем операций увеличился до 5,4 — миллиона тонн, что на 41,3% больше, чем в 2024 году.
В сегменте перевалки грузов, транспортируемых посредством паромных переправ, отмечено незначительное увеличение. Совокупный объем операций достиг 3,4 миллиона тонн, что соответствует увеличению на — 6,5% по сравнению с предыдущим годом.
В сегменте перевалки зерновых культур наблюдается существенное сокращение объемов. Общий объем операций составил лишь 14,6 миллиона тонн, что на 54,2% ниже аналогичного показателя 2024 года.
В сегменте перевалки грузов, перевозимых в контейнерном формате, отмечено незначительное снижение объемов. Общий объем операций составил 23,1 миллиона тонн, что на 0,3% меньше, чем в предыдущем году.
В сегменте перевалки сжиженного природного газа (СПГ) зафиксировано небольшое увеличение объемов, достигших 16,2 миллиона тонн, что соответствует приросту на 0,9% по сравнению с предыдущим годом.
В сегменте перевалки сырой нефти отмечено сокращение объемов до уровня в 110,8 миллиона тонн, что на 3,9% ниже, чем в 2024 году.
Сокращение объемов зафиксировано и в сегменте перевалки продуктов нефтепереработки, где общий объем операций составил 53,3 миллиона тонн, что на 5,1% ниже аналогичного показателя прошлого года.
В сегменте перевалки пищевых грузов отмечено снижение объемов до отметки в 2,5 миллиона тонн, что на 12% меньше, чем в предыдущем году.
Рассмотрим теперь географическое распределение грузопотоков по основным морским бассейнам России.
Арктический бассейн. Совокупный объем перевалки грузов составил 36,4 миллиона тонн, что отражает снижение на 7,5% в сравнении с результатами 2024 года.
В сегменте перевалки сухих грузов зафиксирован объем в 9,1 миллиона тонн, что соответствует снижению на 12,3% относительно предыдущего года.
Совокупный объем перевалки наливных грузов составил 27,3 миллиона тонн, что на 5,7% ниже уровня 2024 года.
Основная доля грузовых операций пришлась на порты Мурманск (21 миллион тонн, −7,7%), Сабетта (12 миллионов тонн, −4,3%), Варандей (1,6 миллиона тонн, −25,8%) и Архангельск (1 миллион тонн, +3,7%). Балтийский бассейн. Общий грузооборот достиг 113,6 миллиона тонн, что на 3% ниже уровня 2024 года.
Перевалка сухих грузов составила 53,3 миллиона тонн, что демонстрирует рост на 1,9%.
Объем перевалки наливных грузов составил 60,3 миллиона тонн, что на 6,9% ниже уровня 2024 года.
Ключевыми логистическими узлами стали порты Усть-Луга (54,6 миллиона тонн, −4,1%), Приморск (26,2 миллиона тонн, −5,8%), Большой порт Санкт-Петербург (24 миллиона тонн, +4,8%) и Высоцк (4,6 миллиона тонн, −4,4%).
Азово-Черноморский бассейн. Общий объем перевалки составил 104,5 миллиона тонн, что на 10,6% меньше, чем в предыдущем году.
Перевалка сухих грузов составила 43 миллиона тонн, что отражает снижение на 20,1%.
Объем перевалки наливных грузов составил 61,5 миллиона тонн, что на 1,7% меньше, чем годом ранее.
Лидирующие позиции заняли порты Новороссийск (67,2 миллиона тонн, −6,1%), Тамань (11,7 миллиона тонн, +7,8%), Туапсе (8,9 миллиона тонн, +1,4%), Кавказ (4,6 миллиона тонн, −45,4%) и Ростов-на-Дону (4,9 миллиона тонн, −25,6%).
Каспийский бассейн. Суммарный грузооборот составил 2,7 миллиона тонн, что на 35,4% меньше, чем в 2024 году.
Перевалка сухих грузов составила 1,5 миллиона тонн, что демонстрирует снижение на 51,4%.
Объем перевалки наливных грузов составил 1,2 миллиона тонн, что отражает увеличение на 7,4%.
Наиболее значимыми портами стали Астрахань (1,3 миллиона тонн, −40,4%) и Махачкала (1,2 миллиона тонн, −9,5%).
Дальневосточный бассейн. Общий объем перевалки продемонстрировал положительную динамику и составил 98 миллионов тонн, что на 2% больше, чем в прошлом году.
Перевалка сухих грузов составила 63,7 миллиона тонн, что демонстрирует рост на 3,7%.
Объем перевалки наливных грузов составил 34,3 миллиона тонн, что отражает снижение на 1,1%.
Основными портами, обеспечившими данный объем, стали Восточный (34,2 миллиона тонн, −7%), Владивосток (16,3 миллиона тонн, +5,1%), Ванино (14,3 миллиона тонн, +22,6%),
Находка (11,9 миллиона тонн, −1,6%) и Пригородное (6,2 миллиона тонн, +2,6%).
Экспортные грузы составили 279,8 миллиона тонн (снижение на 5,3%).
Импортные грузы составили 17,6 миллиона тонн (увеличение на 3,9%).
Транзитные грузы составили 30,2 миллиона тонн (увеличение на 6%).
Каботажные грузы: 27,7 миллиона тонн (сокращение на 15,4%).
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.