С января по октябрь 2025 года объём погрузки на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) составил 60 миллионов тонн, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Несмотря на снижение в натуральном выражении, грузооборот вырос на 3,5% — до 204,1 млрд тарифных тонно-километров, что указывает на увеличение средней дальности перевозок или изменение структуры грузов в сторону более тяжёлых и протяжённых направлений.
Такая динамика отражает глубокую перестройку логистических потоков на восточном полигоне РЖД, связанную как с внутренними изменениями в промышленности, так и с адаптацией к новым экспортным маршрутам.
Основное снижение пришлось на традиционные для региона грузы:
Нефть и нефтепродукты — минус 6,9%, до 6,6 млн тонн;
Лесные грузы — сократились на 10,3%, до 2 млн тонн;
Промышленное сырьё и формовочные материалы — резкое падение на 18,5%, до 373,2 тыс. тонн.
Также снизились объёмы перевозок:
Угля — на 3,3%, до 29,2 млн тонн;
Черных металлов — на 2%, до 729,5 тыс. тонн.
Это свидетельствует о слабости спроса со стороны внешних партнёров, а также о перераспределении логистики в пользу других регионов или видов транспорта.
На фоне общего спада наблюдаются значительные приросты в отдельных категориях:
Руда цветных металлов и серное сырьё — рост в 3,1 раза, до 872,8 тыс. тонн;
Железная и марганцевая руда — увеличение на 15,9%, до 2,8 млн тонн;
Зерно — прирост на 40%, до 117,5 тыс. тонн.
Такие показатели говорят о запуске новых проектов в горнодобывающей отрасли, активизации экспортных программ в сфере сельского хозяйства и росте интереса к переработке стратегически важных металлов.
В октябре объём погрузки на ДВЖД составил 6,3 млн тонн, что на 4,6% меньше, чем в октябре 2024 года. При этом грузооборот вырос на 10% — до 21,4 млрд тарифных тонно-километров, что подтверждает тренд на удлинение плеч перевозок, вероятно, за счёт увеличения объёмов доставки сырья в порты для экспорта в Азию.
Снижение погрузки на ДВЖД — не временное явление, а часть долгосрочной трансформации. Отрасли, ориентированные на традиционные рынки, сталкиваются с давлением, тогда как новые направления — цветная металлургия, зерновые, руда — демонстрируют рост.
Магистраль постепенно переходит от роли транзитного коридора к полноценной инфраструктурной основе для развития сырьевой экспортной базы Дальнего Востока. Однако без масштабных инвестиций в производство и логистику устойчивый рост грузопотоков остаётся маловероятным.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.