Ноябрьское производство стали в Китае стало самым низким почти за два года. Учитывая продолжительное снижение производства стали, в этом году ожидается самый низкий показатель с 2018 года. Однако импорт ключевого сырья для сталелитейной промышленности — железной руды — вероятно, достигнет рекордного уровня в 2025 году, превзойдя предыдущий исторический максимум в 1,24 миллиарда метрических тонн, установленный в 2024 году.
Расхождение между снижением производства стали и высоким импортом железной руды, вероятно, отражает несколько факторов: пополнение запасов железной руды на фоне конкурентных цен и оптимизма в отношении того, что меры стимулирования Пекина повысят спрос на сталь.
Однако, несмотря на то, что настроения в отношении железной руды могут оставаться позитивными, сталелитейный сектор сталкивается с реальностью слабого спроса в строительном секторе и в обрабатывающей промышленности.
Согласно официальным данным, опубликованным 15 декабря, производство стали в Китае в ноябре снизилось до 69,87 млн тонн, что на 10,9% меньше, чем в том же месяце прошлого года.
Это шестое подряд месячное снижение и самый низкий показатель производства стали с декабря 2023 года.
За первые 11 месяцев года производство стали составило 891,67 млн тонн, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Если объем производства стали в декабре будет примерно таким же, как в ноябре, он составит около 72,3 млн тонн, а это значит, что общий объем производства в 2025 году составит около 964 млн тонн.
Это будет самый низкий показатель с 2018 года, когда было произведено 928,3 миллиона тонн, и будет представлять собой снижение примерно на 4% по сравнению с 1,005 миллиарда тонн в 2024 году.
Цены на сталь в значительной степени отразили слабость производства: во вторник контракты на арматуру на Шанхайской бирже завершились на отметке 3081 юань (437,64 доллара США) за тонну, что на 10,1% ниже, чем в июле, когда начался текущий нисходящий тренд.
Цены на железную руду развивались по иной траектории: контракты на Сингапурской бирже демонстрируют тенденцию к росту с момента достижения 10-месячного минимума в 93,35 доллара за тонну 1 июля.
Во вторник они закрылись на отметке 106,25 доллара за тонну, немного снизившись с самого высокого уровня закрытия в этом году в 107,90 доллара 4 декабря.
Рост цен совпал с ростом импорта во второй половине года: поставки в ноябре составили 110,54 млн тонн, что на 8,5% больше, чем в том же месяце годом ранее.
За первые 11 месяцев 2025 года импорт железной руды вырос на 1,4% до 1,139 млрд тонн, а это значит, что для превышения рекордного показателя 2024 года в 1,237 млрд тонн достаточно превысить 98 млн тонн в декабре.
Вероятно, так и будет, поскольку аналитики Kpler прогнозируют, что импорт железной руды в Китай в декабре составит около 121 миллиона тонн.
Вопрос для рынка заключается в том, как долго импорт железной руды сможет значительно опережать производство стали.
Многое зависит от того, насколько китайские металлургические заводы и трейдеры готовы увеличить запасы, которые растут в последние недели.
Запасы в китайских портах, отслеживаемые консультантами SteelHome, выросли до 143,8 миллиона тонн за неделю до 12 декабря по сравнению со 142,4 миллиона тонн на предыдущей неделе.
Они выросли на 10,5% с 18-месячного минимума в 130,1 миллиона тонн в начале августа и приближаются к 27-месячному пику в 151,8 миллиона тонн, зафиксированному в июле прошлого года.
Это означает, что возможности для дальнейшего увеличения запасов ограничены, что, в свою очередь, предполагает, что импорт железной руды может снизиться в ближайшие месяцы.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.