На пленарном заседании Государственной Думы состоялось первое чтение законопроекта, целью которого является совершенствование правового регулирования деятельности, связанной с обращением с отходами, образующимися при проведении строительных, ремонтных и демонтажных работ, а также при осуществлении благоустройства территорий.
Инициаторами данного законопроекта выступила группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы во главе с Александром Двойных, председателем комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в феврале 2025 года и предусматривает внесение изменений в действующий федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Законопроектом предлагается решить ряд ключевых задач, связанных с регулированием обращения со строительными отходами. Во-первых, планируется законодательно закрепить определение понятия «отходы строительства, реконструкции и сноса», что позволит провести четкую границу между данным видом отходов и твердыми коммунальными отходами (ТКО) и применять к ним специальные правила обращения.
Во-вторых, законопроектом предлагается передать полномочия по регулированию и организации деятельности в сфере обращения со строительными отходами на уровень субъектов Российской Федерации. Это позволит региональным властям учитывать местные особенности и потребности при разработке соответствующих нормативных правовых актов и реализации программ в области обращения с отходами.
В соответствии с законопроектом, временное складирование строительных отходов может осуществляться непосредственно на территории земельных участков, где проводятся строительные, ремонтные или благоустроительные работы. При этом, на указанных площадках допускается проведение операций по обработке, утилизации и обезвреживанию строительных отходов с применением мобильных установок без необходимости заключения договоров со специализированными организациями.
В целях предотвращения неконтролируемого перемещения отходов и обеспечения надлежащего контроля за их переработкой, законопроектом устанавливается прямой запрет на обработку на указанных площадках отходов, образовавшихся на других строительных объектах.
Законопроектом предусматривается обязательное указание сведений о кодах видов строительных отходов, а также об их расчетных объемах в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства. Это позволит обеспечить более точное планирование и учет образующихся отходов, а также повысить эффективность мероприятий по их утилизации и переработке.
Положения законопроекта не распространяются на отношения, возникающие в процессе обращения с отходами строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и благоустройства территорий, которые относятся к I и II классам опасности, а также на лом и отходы черных и цветных металлов, для которых установлены специальные правила обращения.
В федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предлагается внести изменения, предусматривающие возможность наделения органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по утверждению правил обращения со строительными отходами, включая установление порядка организации сбора, обработки, утилизации и транспортирования отходов, утверждение форм договоров на оказание соответствующих услуг, а также введение ограничений на захоронение отдельных видов отходов и другие требования.
Законопроектом предусматривается возможность создания по решению высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ региональных информационных систем в области обращения с отходами производства и потребления. В случае создания таких систем, взаимодействие между ними и федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов должно осуществляться на основании соответствующего соглашения, определяющего порядок обмена информацией.
В региональных информационных системах должна содержаться как общедоступная, так и конфиденциальная информация, касающаяся обращения с отходами. К закрытой информации предлагается отнести сведения о капитальных вложениях в создание и модернизацию объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО, информацию о финансировании работ по выводу из эксплуатации таких объектов, прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также схемы потоков ТКО. Информация об отходах, образующихся в результате деятельности, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства, не подлежит размещению в информационных системах.
В случае отсутствия региональной информационной системы, порядок предоставления и размещения указанной информации будет устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.