В середине октября 2025 года цены на российский энергетический и металлургический уголь на китайском рынке выросли на 2–3% за неделю. По данным NEFT Research, стоимость энергетического угля (5500 ккал/кг, CFR) достигла $86,3 за тонну, а премиального коксующегося марки PLV — $193 за тонну. Рост стал следствием сочетания сезонных факторов, ожиданий макроэкономической поддержки и ограниченности предложения на ключевых направлениях.
Основным драйвером стало начало подготовки к отопительному сезону. В ряде регионов Китая уже отмечено резкое похолодание, особенно в крупных угледобывающих провинциях — Внутренней Монголии и Шаньси. Это замедлило добычу и нарушило логистические цепочки, что усилило зависимость от импорта. Параллельно энергетические компании начали пополнять запасы, создавая дополнительный спрос.
Одновременно сохраняется высокая загрузка металлургических предприятий, которые продолжают активно закупать коксующее сырьё. «Предложение остаётся сдержанным, что усиливает давление на цены», — отмечают аналитики NEFT Research.
По итогам сентября объём импорта угля в Китай достиг 46 млн тонн, что на 7,64% больше, чем в августе, и стало максимальным показателем с начала года. Рост обеспечили поставки из России, Индонезии, Австралии и Монголии. Однако в целом за девять месяцев 2025 года общий импорт снизился до 345,9 млн тонн, что на 11,11% меньше, чем годом ранее, что говорит о структурном ослаблении внутреннего потребления.
Россия удерживает сильные позиции: по оценкам НКР, за январь—сентябрь она поставила в КНР около 65 млн тонн угля, включая 20–23 млн тонн коксующегося. Это делает РФ одним из основных внешних источников как для энергетики, так и для чёрной металлургии Китая.
Несмотря на текущий рост цен, эксперты предупреждают: возможности для расширения экспорта ограничены. Особенно остро это ощущается в сегменте коксующего угля, где российские поставщики сталкиваются с жёсткой конкуренцией со стороны Монголии. По данным Наримана Тайкетаева, цена монгольского металлургического угля на 30% ниже, чем у российского аналога, что делает его более привлекательным для китайских покупателей, ориентированных на снижение издержек.
Это вынуждает российские компании компенсировать ценовой разрыв за счёт надёжности поставок, качества продукции и долгосрочных контрактов.
Аналитики BigMint ожидают, что в октябре импорт останется на высоком уровне благодаря осеннему промышленному спросу и временным сбоям в внутренней добыче. Однако на рынок будут оказывать давление высокие запасы в портах и неопределённость с восстановлением строительного сектора — ключевого потребителя стали.
S&P Global прогнозирует, что объёмы строительства новых домов в Китае продолжат сокращаться в 2026 году. Поскольку этот сектор является основным потребителем металла, падение спроса может привести к снижению загрузки сталеплавильных мощностей.
Как отмечает Василий Кутьин из Инго-банка, возможное замедление производства стали в конце года может вызвать коррекцию цен на коксующийся уголь — на 5–10%, что создаст дополнительное давление на экспортные доходы.
Текущее удорожание российского угля — это временный эффект, обусловленный сезонным дефицитом и ожиданиями экономической поддержки. За этим подъёмом не стоит системное восстановление внутреннего спроса в Китае. Строительный кризис, слабость промышленного цикла и усиливающаяся конкуренция со стороны соседей ограничивают потенциал дальнейшего роста.
Для российских экспортеров это означает необходимость не просто реагировать на конъюнктуру, но и стратегически укреплять свои позиции — через качество, логистику и гибкие условия сотрудничества. Без этого даже благоприятные сезоны не смогут компенсировать структурные риски.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.