В октябре 2025 года рынок стальной заготовки из стран Черноморского региона, включая Россию, продемонстрировал признаки оживления — главным образом благодаря активизации турецких покупателей. По данным аналитиков BigMint, стремление сталеплавильных предприятий Турции пополнить запасы на фоне улучшения рыночных настроений привело к росту спроса и повышению цен. За неделю 20–24 октября экспортные котировки российской заготовки в черноморских портах (FOB) выросли на $2, достигнув $437 за тонну. Отдельные предложения с поставкой в начале декабря фиксировались в диапазоне $440–445 за тонну.
На условиях CFR (с учётом фрахта) сделки по заготовке из стран СНГ заключались по $455–460 за тонну, что свидетельствует о временной консолидации интереса со стороны импортёров.
По данным SteelOrbis, за январь—август 2025 года объём импорта стальной заготовки в Турцию вырос на 58,1% в годовом выражении, достигнув 2,9 млн тонн. Общая стоимость закупок увеличилась на 39%, до $1,45 млрд. На этом фоне Россия существенно увеличила долю: поставки выросли на 69%, до 644,3 тыс. тонн, позволив стране занять второе место среди поставщиков, уступив лишь Малайзии (699,5 тыс. тонн). Китай с 521,4 тыс. тонн замыкает тройку лидеров.
Такая динамика отражает перестройку торговых потоков: турецкие производители всё чаще обращаются к альтернативным источникам сырья, особенно в условиях растущих пошлин и ограничений на китайскую продукцию.
Однако оптимизм ограничен. В то время как Турция импортирует больше полуфабрикатов, Китай кардинально меняет стратегию экспорта. Под давлением защитных мер в ЕС, США и других странах он массово переводит потоки стали в форму заготовки — товар, менее подверженный пошлинам. По данным Shanghai Metals Market, за первые восемь месяцев 2025 года КНР экспортировала 9,24 млн тонн стальной заготовки — в 3,9 раза больше, чем годом ранее.
На прошлой неделе в Турции были заключены крупные контракты на поставку китайской заготовки — около 70 тыс. тонн по $455–457 за тонну (CFR). При этом малайзийская продукция предлагалась по более высоким ценам — $485–490, что делает её менее конкурентоспособной.
Несмотря на текущее оживление, ряд экспертов скептически оценивают его устойчивость. Борис Красноженов из Альфа-банка отмечает, что рост цен на лом в турецких портах — с $335 до $352 за тонну — обусловлен не столько внутренним спросом, сколько ростом фрахтовых ставок, а не улучшением фундаментальных показателей металлургии.
При этом себестоимость производства заготовки остаётся низкой: железная руда (62%) поставляется в Китай за $100–110 за тонну, коксующийся уголь в австралийских портах — ниже $190. Это означает, что китайские производители могут продолжать экспортировать с высокой маржой даже при снижении мировых цен.
Аналитики «Т-Инвестиций» во главе с Ахмедом Алиевым считают, что устойчивого роста цен на мировом рынке стали ждать преждевременно. «Пока китайский экспорт не сократится хотя бы на 20–30 млн тонн, говорить о развороте вверх не приходится», — подчёркивает эксперт. По его оценкам, объём экспорта стали и полуфабрикатов из Китая в 2025 году может вновь превысить 100 млн тонн, что будет оказывать постоянное давление на все внешние рынки.
Оживление торговли с Турцией — это скорее краткосрочная коррекция, вызванная сезонным пополнением запасов и локальным дефицитом, чем сигнал к системному восстановлению. Российские поставщики используют этот шанс, чтобы укрепить позиции, но их возможности ограничены.
Главным фактором остаётся Китай: его массовый выход на рынок заготовки создаёт избыток предложения и блокирует рост цен. Без изменения баланса или масштабных ограничительных мер со стороны импортёров устойчивое оживление мирового рынка стали маловероятно.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.