Котировки алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) продолжают держаться вблизи трехлетних максимумов, несмотря на отсутствие значительного роста фундаментального спроса. В период с 13 по 17 октября средняя цена металла выросла на $36, или 1,3%, достигнув $2 750 за тонну. По оценкам аналитиков BigMint, этот рост обусловлен не столько конъюнктурой потребления, сколько рядом внешних факторов: сбоями в поставках, снижением запасов и сокращением производства в ключевых регионах.
Одним из главных триггеров стал пожар на заводе Novelis в штате Нью-Йорк, который приостановил около 40% поставок алюминиевых листов для автопрома США. Поскольку производство находится в режиме форс-мажора, а импортные пошлины на металл составляют 50%, внутренние цены в США резко пошли вверх, создавая давление на весь глобальный рынок.
Дополнительное напряжение добавляет и ситуация на LME: за неделю 13–17 октября запасы алюминия на биржевых складах снизились на 1,5%, до 499,91 тыс. тонн. Это свидетельствует о растущем дефиците доступного физического металла и усиливает давление на продавцов.
Ещё один фактор — замедление производства в Китае, крупнейшем производителе алюминия в мире. В сентябре выпуск снизился на 2,5% по сравнению с августом — до 3,65 млн тонн, хотя и остался выше прошлогоднего уровня на 2,3%. Снижение связано с сезонным ремонтом мощностей, а также с ростом затрат на энергию и сырьё, что делает часть активов экономически менее эффективной.
При этом такие гиганты, как Chalco и Hongqiao, планируют сохранить объёмы выпуска на уровне 2024 года, что не создаёт предпосылок для массового сокращения экспорта. Без жёсткого ограничения мощностей дальнейший рост цен может быть ограничен.
Согласно данным Мирового бюро статистики по металлам (WBMS), в августе наблюдался дефицит предложения первичного алюминия в размере 105,4 тыс. тонн при общем производстве 6,13 млн тонн и потреблении — 6,24 млн тонн. За восемь месяцев суммарный дефицит составил 1,16 млн тонн, что указывает на хроническое несоответствие между спросом и предложением.
Однако, как отмечает старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Валерия Багишвили, в отличие от меди, на рынке алюминия нет системного глобального дефицита. Проблемы носят скорее локальный характер — связанный с высокими энергозатратами, экологическими требованиями и логистическими сбоями, особенно в Европе и США.
Цена $2,5 тыс. — нижняя граница рентабельности
По словам главного аналитика «Росгосстрах Жизнь» Михаила Шульгина, отметка в $2 500 за тонну становится критической: ниже этого уровня даже относительно эффективные производители теряют рентабельность, особенно с учётом инфляции и роста стоимости глинозема. Таким образом, эта зона выступает естественной поддержкой для цен.
Аналитик допускает, что в ближайшие месяцы котировки могут достичь $3 000 за тонну, особенно если давление со стороны логистики и запасов сохранится. Однако более высокие значения маловероятны без масштабного сокращения китайских мощностей, которое пока не планируется.
«Русал», крупнейший производитель алюминия вне Китая, в первой половине 2025 года снизил выпуск на 1,7%, до 1,92 млн тонн, в рамках плановой оптимизации и в ответ на рост цен на глинозем. В ноябре 2024 года компания объявила о сокращении производства на 250 тыс. тонн из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры.
При этом объём реализации вырос на 21,7% — до 2,28 млн тонн, что говорит о наращивании экспортных потоков, особенно в направлении Азии. Эксперты отмечают, что компания имеет конкурентные преимущества: собственные энергетические активы через En+ Group и близость к быстро растущим рынкам Юго-Восточной Азии.
Текущий рост цен на алюминий — это результат краткосрочных сбоев, а не структурного роста спроса. Финансовые факторы — слабеющий доллар, торговая политика США, давление на складские запасы — играют ключевую роль. При этом участники рынка признают: реального оживления в строительстве, машиностроении или энергетике не наблюдается.
Без существенного увеличения потребления или радикального сокращения мощностей в Китае дальнейший рост будет ограничен. Пока же алюминий остаётся в зоне повышенной волатильности, где каждый логистический сбой может стать катализатором нового витка роста.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.