Российский экспортный рынок горячекатаного проката в ближайшие годы вряд ли выйдет за пределы узкой ценовой коридоры. По оценкам аналитиков Kept, восстановление котировок начнётся не ранее 2028 года, а до тех пор цены будут держаться на текущих уровнях, лишь незначительно корректируясь под влиянием инфляции. Это свидетельствует не столько о стабильности, сколько о структурной застое мирового рынка стали.
В базовом сценарии, при сохранении нынешних условий, стоимость проката в чёрноморских портах будет колебаться в диапазоне $478–487 за тонну (FOB), на Дальнем Востоке — $509–519. Только к 2028 году прогнозируется рост до $512–548, а к 2029-му — до $540–578. Однако этот прирост, как подчёркивают эксперты, будет скорее номинальным, чем реальным — обусловленным не спросом, а общим ростом издержек.
Мир сталеплавильной промышленности: хронический профицит
Глобальный рынок сталкивается с длительным перенасыщением предложения. За январь—октябрь 2025 года объём производства в 70 странах снизился на 2,1%, до 1,51 млрд тонн (WSA). При этом падение затронуло всех лидеров:
Такая динамика отражает не временную коррекцию, а системное замедление: строительный сектор Китая остаётся в рецессии, инвестиционная активность в Европе слаба, а новые рынки пока не компенсируют потери.
На этом фоне российские поставщики вынуждены снижать цены: в третьем квартале 2025 года их уровень был на 14–15% ниже, чем годом ранее. Санкционные ограничения, перестройка логистики и необходимость конкурировать с более дешёвыми игроками продолжают давить на маржу.
Kept рассматривает и более оптимистичный сценарий — при условии кардинального улучшения конъюнктуры. Он предполагает:
В этом случае уже с конца 2025 года может начаться устойчивый подъём: цена на Чёрном море достигнет $620 за тонну к 2029 году (+29,9%), на Дальнем Востоке — $664 (+29,4%).
Однако реализация такого пути зависит от факторов, находящихся вне контроля российских производителей:
Как отмечает Рафаэль Абдулов, доцент МИСиС, мир вступает в эпоху регионализации металлургической торговли. Антидемпинговые меры, квоты и тарифы, особенно против китайской стали, формируют «защищённые» рынки — ЕС, США, некоторые страны Азии. Это позволяет местным производителям держать цены выше мирового уровня, но не решает проблему избытка предложения в целом.
Производственные мощности в Азии продолжают расти быстрее, чем потребление. Даже если Китай частично перейдёт на внутреннее потребление, его избыток останется значительным.
Для российских металлургов важны не только глобальные цены, но и внутренние условия:
При этом любой потенциальный рост цен может быть нивелирован растущими издержками, дисконтами и потерей доли на ключевых направлениях. Как подчёркивает Абдулов, «российский экспорт будет выживать не за счёт роста, а за счёт гибкости и эффективности».
Рынок горячекатаного проката находится в состоянии ожидания. Без радикального сокращения китайского экспорта, восстановления строительного цикла в Китае или появления нового крупного импортёра — такого как Индия в режиме открытого импорта — устойчивый рост невозможен.
До этих изменений российские поставщики будут существовать в условиях жёсткой конкуренции, где преимущество получают не те, кто производит больше, а те, кто умеет меньше терять.
Найдено 1935 статей
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.