Мировой импорт морской железной руды вырос на 3,6% до рекордного максимума в 2024 году, но рост был почти полностью обусловлен Китаем, крупнейшим в мире покупателем ключевого стального сырья.
Мировой морской импорт железной руды составил 1,707 млрд метрических тонн в 2024 году, что на 60 млн тонн больше, чем 1,647 млрд в 2023 году, согласно данным, собранным аналитиками сырьевых товаров Kpler.
Но из этого увеличения в 60 млн тонн, 59,1 млн тонн пришлось на Китай, поскольку его морской импорт вырос на 4,9% до 1,274 млрд тонн.
Это означает, что морской импорт железной руды в Китай будет на рекордно высоком уровне в 2024 году, факт, который выглядит несколько несоответствующим вероятному снижению производства стали.
Официальные данные показали, что производство нерафинированной стали за первые 11 месяцев 2024 года составило 929,19 млн тонн, что на 2,7% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Учитывая, что декабрь, вероятно, был слабым месяцем для производства стали из-за зимних остановок и снижения сезонного спроса, вполне вероятно, что годовой объем производства в 2024 году снизится по сравнению с 2023 годом.
Тем не менее, производство стали в Китае составит около 1 млрд тонн в 2024 году, что станет шестым годом подряд, когда оно будет находиться на этом уровне.
С учетом того, что производство стали в Китае фактически не меняется с 2019 года, для рынка возникает вопрос, почему импорт железной руды вырос в 2024 году.
Вероятно, есть некоторый элемент замены отечественного производства более низкого качества, но основными факторами, вероятно, являются более низкая ценовая тенденция в течение года и восстановление запасов.
Цена контрактов на железную руду, торгуемых на Сингапурской бирже, достигла своего пика 2024 года в самом начале года, достигнув 143,60 долларов за тонну 3 января.
Затем они снизились до минимума в 91,10 долларов за тонну к 10 сентября, прежде чем восстановиться и закончить год на уровне 103,61 долларов.
Но 28%-ное падение за год, вероятно, было достаточным, чтобы побудить китайские сталелитейные заводы и трейдеров увеличить закупки, особенно во второй половине года, когда цены были ниже, чем в первой половине.
Цена начала 2025 года снизилась до 97,36 долларов за тонну в среду.
Это снижение в большей степени обусловлено настроениями, учитывая беспокойство по поводу торговой политики новой администрации США при избранном президенте Дональде Трампе, с угрозой тарифов до 60%, нависшей над сталелитейными отраслями, такими как производство.
Китай также восстанавливает запасы, при этом портовые запасы, отслеживаемые консультантами SteelHome, в конце прошлого года составили 146,85 млн тонн, по сравнению со 114,5 млн тонн в конце 2023 года.
Этот прирост в 32,4 млн тонн составляет чуть больше половины от общего увеличения морского импорта, что подчеркивает важность наращивания запасов для спроса Китая на железную руду в 2024 году.
Перспективы секторов железной руды и стали в Китае омрачены неопределенностью относительно того, какую фактическую политику будет реализовывать новая администрация Трампа, и как отреагируют Китай и другие затронутые страны.
Как и другие товарные рынки, железная руда в значительной степени находится в режиме ожидания перед возвращением Трампа в должность 20 января.
Та же неопределенность будет влиять на спрос на железную руду и за пределами Китая, но есть некоторые устоявшиеся тенденции, которые, вероятно, сохранятся.
Спрос в развитых странах Европы, вероятно, продолжит снижаться после того, как импорт в 2024 году упал до 85,12 млн тонн с 88,40 млн в 2023 году, причем большая часть снижения сосредоточена в Соединенном Королевстве.
Япония, второй по величине импортер в мире, также столкнулась с падением: морские поставки в 2024 году составили 88,19 млн тонн, что ниже 98,71 млн тонн в предыдущем году.
Компенсацией снижения импорта в Европе и Японии стал рост у более мелких покупателей, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В целом, хотя структура спроса на морское железо за пределами Китая меняется, вполне вероятно, что объемы останутся более или менее стабильными, поскольку политика Трампа окажет лишь умеренное влияние на мировой рост.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.