Китайские производители стали, которые уже экспортируют почти десятилетние объемы, намерены продолжать увеличивать поставки в 2025 году, чтобы справиться с избыточными мощностями и слабым внутренним спросом, говорят отраслевые инсайдеры и аналитики, что грозит усугубить растущие торговые противоречия.
Поскольку местное потребление по-прежнему подавляется ослабленным сектором недвижимости, в этом году ведущий в мире производитель сплава собирается экспортировать более 100 миллионов метрических тонн, что является самым большим показателем с 2016 года. За первые три квартала экспорт вырос на 21,2% до 80,71 миллиона тонн, показали таможенные данные в понедельник.
Китай достиг рекордных 112,4 миллиона тонн экспорта стали в 2015 году, а объемы отгрузки в 2016 году были чуть ниже этого.
В 2025 году Китай, вероятно, экспортирует около 90–100 миллионов тонн, согласно прогнозам пяти аналитиков, которые ссылаются на рост мирового спроса на фоне смягчения денежных циклов и ценовой конкурентоспособности китайской стали.
Крупнейший в Китае производитель стали Baoshan Iron Steel Co, подразделение ведущего мирового производителя стали China Baowu Steel Group, экспортировал рекордные 5,84 миллиона тонн стальной продукции в 2023 году, что на 46,6% больше в годовом исчислении, и в конце августа заявил, что планирует поставки более 6 миллионов тонн в этом году и более 10 миллионов тонн в год к 2028 году. Прогноз экспорта на 2025 год не был опубликован.
Официальные лица двух других ведущих китайских производителей стали сообщили Reuters, что планируют увеличить экспорт в 2025 году, отказавшись предоставить подробности, а аналитик, проинформированный о ситуации, сказал, что еще семь сталелитейных заводов имеют аналогичные планы. Все трое отказались назвать свои имена, поскольку не были уполномочены общаться со СМИ.
«Низкая стоимость китайской стали и растущий спрос со стороны (Юго-Восточной Азии), MENA (Ближнего Востока и Северной Африки) и Индии создадут риски для китайского экспорта стали в 2025 году и далее», сказал Лоуренс Чжан, главный консультант по рынку стали и сырья в Wood Mackenzie.
Всемирная ассоциация производителей стали в понедельник предсказала рост мирового спроса на 1,2% до 1,77 млрд тонн в 2025 году после трех лет спада.
Рост экспорта стали из Китая вызвал жалобы со стороны все большего числа стран. Некоторые из них, включая Турцию и Индонезию, ввели антидемпинговые пошлины, утверждая, что поток дешевой китайской стали наносит ущерб местным производителям.
В этом году против китайской стальной продукции было возбуждено около 28 дел о торговых мерах защиты по сравнению с восемью за предыдущие три года, как показали данные поддерживаемой государством China Trade Remedies Information.
«Эта тенденция (жалоб) сохранится и усилится в 2025 году», сказал Чжан из Wood Mackenzie.
Представитель китайской таможни, отвечая на вопрос о торговой напряженности на пресс-конференции в понедельник, сказал, что большая часть китайской стальной продукции должна удовлетворять внутренний спрос. Однако, по его словам, благодаря инновациям и модернизации отрасли, стальная продукция Китая будет пользоваться широкой популярностью на внешних рынках.
Поток экспорта из Китая происходит, несмотря на снижение производства, которое за первые три квартала этого года сократилось на 3,6% в годовом исчислении, как показали официальные данные в пятницу, что свидетельствует о слабости внутреннего спроса.
Всемирная ассоциация производителей стали прогнозирует, что спрос на сталь в Китае упадет на 3% в этом году и на 1% в 2025 году, что оставит достаточно места для избыточного предложения, которое может выйти на экспортные рынки, говорят аналитики.
В то время как китайские производители стали и торговые группы предупреждают, что торговые трения и укрепление валюты будут препятствовать экспорту в 2025 году, аналитики и трейдеры заявили, что ожидают, что экспортные цены Китая останутся конкурентоспособными.
Аналитики говорят, что растущая торговая напряженность из-за китайской стали ослабляется фрагментацией ее экспортных рынков. По данным таможни, основными направлениями для китайской стали являются Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Южная Америка.
В прошлом году Китай экспортировал сталь на сумму 85 миллиардов долларов, менее 1% из которых было отправлено в США. Тем не менее, в апреле президент Джо Байден призвал к резкому повышению пошлин на китайскую металлопродукцию, и его администрация также заявила, что необходимо принять меры для защиты электромобилей и солнечной энергетики США.
Томас Гутьеррес, руководитель отдела данных консалтинговой компании Kallanish Commodities, сказал, что единственное торговое дело, которое может подорвать экспортную динамику Китая, это антидемпинговое расследование в отношении горячекатаной рулонной стали, начатое в июле Вьетнамом, крупнейшим рынком экспорта стали Китая.
«Это может быть очень разрушительно. Но в конце концов Китай экспортирует, чтобы устранить внутреннее перепроизводство», сказал он.
«Так или иначе китайские экспортеры найдут уровень цен, который позволит экспортировать», сказал он.
В противном случае основным риском для китайского экспорта стали станут репрессии со стороны Пекина по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость. Четыре аналитика подсчитали, что экспорт, за который налог не был уплачен, составил около трети от общего объема экспорта в прошлом году в размере 90,26 млн тонн.
Власти создали группу для расследования такого «незаконного» экспорта стали, заявил на прошлой неделе в аккаунте ассоциации в социальных сетях заместитель председателя поддерживаемой государством Китайской ассоциации чугуна и стали Ло Тецзюнь.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.