В октябре 2025 года промышленное производство в России выросло на 3,1% в годовом выражении — это самый высокий показатель с декабря 2024 года и значительное ускорение по сравнению с сентябрём (+0,3%) и предыдущими месяцами. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной статистики (Росстат), причём результат оказался намного выше консенсус-прогноза аналитиков, который составлял всего 0,1%.
Основным драйвером стал взрывной рост в секторе производства прочих транспортных средств и оборудования — плюс 41% в годовом исчислении. В эту категорию входят выпуск военной техники, летательных аппаратов, судов и железнодорожных локомотивов, что делает её ключевым индикатором активности в отраслях с доминирующим участием оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Как отметил Владимир Сальников из ЦМАКП, основную нагрузку в октябре несли именно оборонные и смежные с ними секторы, а также добывающая промышленность и нефтепереработка. При этом большинство гражданских отраслей продолжили сокращаться, что указывает на структурный дисбаланс в промышленности: рост обеспечивается не за счёт восстановления внутреннего спроса или инвестиций, а за счёт приоритетных госзаказов.
За январь-октябрь 2025 года общий рост промпроизводства составил 1,0%, что значительно ниже апрельского прогноза Минэкономразвития в 2,6% (в сентябре он был снижен до 1,5%). Экономисты в начале ноября ожидали, что за год рост составит лишь 0,6%, что подчёркивает скептицизм относительно устойчивости текущего подъёма.
Обрабатывающая промышленность ускорилась до 4,5% (с 0,4% в сентябре), но этот рост почти полностью обеспечен ОПК.
Добывающий сектор вырос на 1,3% после слабого роста в августе и сентября, однако за десять месяцев сохраняется снижение на 1,7%.
Энергетика (электро-, газоснабжение) выросла на 1,3%, что немного выше сентябрьских 1,2%, но за период январь-октябрь — всё ещё на 1,5% ниже прошлогоднего уровня.
Водоснабжение и утилизация отходов — резкое падение: минус 3,3% в октябре и минус 3,5% за десять месяцев.
На фоне общего фона особенно выделяются:
Существенные сокращения наблюдаются в массовых отраслях:
Особое внимание вызывает крах в производстве легковых автомобилей: в октябре выпуск упал на 46,7% в годовом выражении — до 50 тыс. единиц. Это связано с эффектом высокой базы: в октябре 2024 года было выпущено 91 тыс. машин — рекорд с февраля 2022 года, достигнутый на фоне перезапуска программ господдержки и роста спроса перед повышением утильсбора.
В 2025 году таких факторов нет. Более того, «АвтоВАЗ», крупнейший игрок рынка, перешёл на четырёхдневную рабочую неделю с 29 сентября, что напрямую сказалось на октябрьской загрузке. За десять месяцев объём выпуска легковых авто составил 537 тыс. штук, что на 9,6% меньше, чем годом ранее.
Итог: рост на фоне хрупкого баланса
Ускорение промышленности в октябре впечатляющее, но не системное. Оно сосредоточено в узких, стратегически важных секторах, финансируемых из госбюджета. Гражданские отрасли, формирующие основу потребления и занятости, продолжают сжиматься.
Такой рост не решает проблему недостатка инвестиций, слабого внутреннего спроса и замедления в строительстве и машиностроении. Без их оживления промышленный подъём останется однобоким и уязвимым к изменениям в финансировании оборонного заказа.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.