В то время как Северная Америка и Европа стремятся построить центры обработки данных, необходимые для ведения бизнеса XXI века, многие развивающиеся рынки по-прежнему привязаны к продуктам XX века, таким как сталь, цемент и пластмассы, для создания рабочих мест и экономического роста.
Это расхождение также разделяет траектории энергетического перехода.
В США и Европе гонка за лидерство в области искусственного интеллекта и обработки данных приводит к модернизации энергетических систем для обеспечения более надежной и эффективной подачи электроэнергии.
Тем временем многие экономики Азии, Африки и Ближнего Востока по-прежнему привязаны к энергоемкой тяжелой промышленности, в основном для производства сырья и потребительских товаров. Это означает, что ископаемое топливо, особенно уголь, может сохранять центральную роль в энергетических системах гораздо дольше, чем предполагают политики на Западе.
Хотя экономика Европы и США первоначально основывалась на сырьевых ресурсах и тяжелой промышленности, десятилетия переноса производства за границу привели к перемещению значительной части этих производственных мощностей в другие регионы.
С 1990-х годов Китай стал основным местом для создания новых мощностей по производству металлов, цемента, химикатов, керамики и стекла, и, в свою очередь, использует это сырье для развития своего ведущего в мире производственного сектора.
Однако множество других развивающихся рынков, включая Вьетнам, Индонезию, Нигерию, Египет, Турцию и Индию, следуют или пытаются следовать аналогичным планам развития и теперь также являются крупными производителями различных сырьевых материалов.
Действительно, три четверти мировых производственных мощностей по выпуску стали и химикатов расположены в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, как показывают данные Global Energy Monitor (GEM).
Что касается производственных мощностей по выпуску цемента и клинкера — важнейших компонентов бетона — около 85% мировых мощностей находятся за пределами Северной Америки и Европы.
Экономики Азии, Африки и Ближнего Востока также лидируют в строительстве новых предприятий по производству стали, цемента и химикатов, на их долю приходится почти 90% строящихся мощностей.
Эти страны не только являются более дешевыми местами для производства сырья. Они также являются одними из самых быстрорастущих потребителей цемента, стали, пластмасс и сопутствующих товаров.
Это сочетание низких эксплуатационных расходов и растущего внутреннего потребления помогло укрепить обоснование необходимости наращивания производственных мощностей по выпуску этих материалов на местном уровне.
Развитие соответствующих цепочек поставок, охватывающих автотранспортные компании, операторов складов и перерабатывающие предприятия, создало дополнительную экономическую ценность и рабочие места, что еще больше повышает их важность для местных экономик.
Добавьте к этому потенциал развития производственного сектора, способного перерабатывать эти материалы в более дорогие потребительские товары, и становится понятно, почему так много стран проводят политику, поддерживающую отрасли, производящие основные материалы.
Однако такая глубокая зависимость от сырья для обеспечения рабочих мест и ключевых промежуточных продуктов также формирует национальные энергетические системы, призванные поддерживать эти отрасли.
Производство цемента, стали и химикатов, как известно, является энергоемким процессом, и производителям необходима обильная и дешевая электроэнергия, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Многие из этих материалов также легко импортируются, что делает местных производителей уязвимыми перед демпингом со стороны иностранных конкурентов.
Это, в свою очередь, оказывает давление на местные власти, заставляя их обеспечивать максимально низкие операционные издержки — особенно затраты на энергию — и формировать политику в пользу производителей.
В быстрорастущих, чувствительных к издержкам экономиках энергетическая система становится промышленной политикой.
Сегодня большая часть Юго-Восточной Азии, а также некоторые части Северной и Центральной Африки в значительной степени зависят от угля для обеспечения своих промышленных энергоснабжений.
Обширные горнодобывающие, импортные и складские комплексы часто создавались для поддержки и сохранения этой зависимости от угля, и угольная энергетика часто является одним из самых быстрых способов для этих экономик нарастить энергоснабжение.
Стремление к расширению производства электроэнергии на угольных электростанциях может противоречить тенденциям, наблюдаемым в более развитых регионах, и может свести на нет усилия по декарбонизации энергетических систем.
Но до тех пор, пока основные материалы, такие как цемент и сталь, покрывают большую часть расходов и обеспечивают работой большое количество людей, страны-производители могут не иметь возможности ускорить усилия по энергетическому переходу, не нарушая при этом экономику в целом.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.