После почти четырёхлетнего снижения, начавшегося в 2022 году, цены на никель могут впервые превысить уровень 2024 года только к 2028 году. По прогнозу аналитиков Kept, к этому времени среднегодовая цена достигнет $17,2 тыс. за тонну, что на 7,3% выше, чем в 2027-м. Это станет первым устойчивым выходом за отметку прошлогодних $16,8 тыс., но не сигналом к бурному росту, а скорее результатом постепенной коррекции после многолетнего давления.
На конец 2025 года котировки оцениваются в $15,3 тыс. за тонну — минус 40% с пиковых значений начала периода. При этом темпы падения уже замедляются: в 2026 году возможен скромный рост на 2,7% (до $15,7 тыс.), в 2027-м — ещё 2,2%, до $16 тыс. К 2029 году цена может приблизиться к $17,5 тыс.
Рынок остаётся перегруженным из-за масштабного дисбаланса между предложением и спросом. Основной источник избытка — Индонезия, чьи мощности по производству никелевого чугуна (NPI) и полуфабрикатов для аккумуляторов выросли экстремально. Если в 2010 году страна обеспечивала лишь 15% мировой добычи, то сегодня её доля составляет около 60% — более 2 млн тонн в год.
Такой взрывной рост опередил возможности потребителей. Спрос со стороны сталелитейной промышленности, особенно в Китае, остаётся слабым, а переход электромобильного сектора на безникелевые LFP-аккумуляторы ограничивает потенциал роста в высокотехнологичном сегменте.
По оценкам Kept, профицит предложения в 2025 году составит около 210 тыс. тонн, а в 2026-м — вырастет до 250 тыс. тонн. Международная группа по изучению никеля (INSG) прогнозирует аналогичную цифру — 261 тыс. тонн, что указывает на сохранение давления на цены.
Даже при текущих низких ценах глобальное производство продолжает расти. Аналитики Газпромбанка ожидают, что в 2026 году объём выпуска увеличится на 8–10%, до 4–4,2 млн тонн, тогда как спрос вырастет лишь на 4%, до 3,75 млн тонн. Это означает, что рынок будет оставаться в состоянии хронического перенасыщения как минимум до конца середины десятилетия.
Единственным фактором, способным скорректировать баланс, остаётся саморегуляция со стороны Индонезии. В долгосрочной перспективе рост налоговой нагрузки, истощение богатых месторождений и ужесточение экологических норм могут замедлить экспансию. Однако пока таких системных мер не наблюдается.
При ценах ниже $16 тыс. за тонну более половины мировых производителей работают в убыток. Высокозатратные проекты — подземные шахты в Австралии и Канаде, энергоёмкие ферроникелевые производства — находятся под угрозой консервации. Некоторые игроки уже покидают рынок: Anglo American продала активы, BHP свернула программу развития.
«Норникель» адаптируется иначе. Компания сократила производство никеля в январе—сентябре на 4%, до 140 тыс. тонн, а общий прогноз на 2025 год — 196–204 тыс. тонн. Давление на выручку частично компенсируется ростом цен и спроса на медь, платиноиды, карбонильный никель и металлический кобальт — продукты с более высокой добавленной стоимостью.
На долю Китая приходится около 64% мирового потребления никеля, большая часть которого идёт на выпуск нержавеющей стали. Однако инвестиционный спад и кризис строительного сектора в Поднебесной подавляют спрос. «Без явных признаков восстановления жилищного рынка и инфраструктурных программ устойчивый подъём маловероятен», — отмечают в Kept.
В то же время автопроизводители всё чаще выбирают LFP-аккумуляторы, которые не требуют никеля. Это снижает зависимость от металла даже в условиях роста общего объёма электропарка.
Никель остаётся в режиме структурной перестройки. Восстановление цен к 2028 году — не результат нового технологического прорыва или массового дефицита, а следствие постепенного выравнивания баланса: за счёт консервации убыточных мощностей, сдерживания роста в Индонезии и умеренного оживления в ключевых секторах.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.