В августе 2025 года объём погрузки на Свердловской железной дороге составил 10,5 миллиона тонн, что на 4,1% меньше, чем в августе 2024 года. По данным пресс-службы магистрали, этот показатель совпал с июльским уровнем, но не стал признаком восстановления — скорее, он указывает на замедление темпов падения после более резкого спада в предыдущие месяцы.
На фоне сохраняющейся слабости промышленного спроса и перестройки логистических цепочек грузооборот в тарифном выражении снизился на 3,5% — до 16,8 млрд тарифных тонно-километров. Общий объём транспортной работы с учётом порожнего пробега вагонов составил 21 млрд тонно-км, что на 3,3% ниже прошлогоднего результата за тот же месяц.
С начала года по август включительно на СвЖД было отправлено 83,5 млн тонн грузов, что на 10,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Такая динамика свидетельствует о системном ослаблении грузообразующих отраслей Уральского региона.
Наибольший вклад в общий объём внесли нефтепродукты — 23,1 млн тонн (снижение на 5,2%), строительные материалы — 15,7 млн тонн (минус 17,7%) и химическая продукция — 12,6 млн тонн (небольшой рост на 3%). При этом особенно резко просели поставки промышленного сырья и формовочных материалов — на 45,4%, что говорит о сокращении активности в машиностроении и литейной промышленности.
Железная и марганцевая руда также показали отрицательную динамику — минус 7,3%, до 6,5 млн тонн. Это отражает снижение загрузки металлургических предприятий и пересмотр логистических схем в условиях изменяющегося экспорта.
Снижение охватило большинство ключевых категорий: черные и цветные металлы, кокс, цемент, лесные грузы, металлолом, серное сырьё. Это указывает на общее замедление в промышленности и строительстве, особенно в сегментах, зависимых от внутреннего спроса и государственных контрактов.
Единственными позитивными исключениями стали химикаты и сода, чьи объёмы выросли на 0,4%, а также зерновые, где отмечен впечатляющий рост — +57,3%. Такой всплеск связан с активной фазой уборочной кампании и ростом экспортных поставок через восточные направления.
За восемь месяцев 2025 года грузооборот в тарифном выражении достиг 137 млрд тарифных тонно-км, что на 0,1% больше, чем годом ранее. Этот незначительный прирост может быть обусловлен увеличением средней дальности перевозок, что частично компенсирует падение в массе грузов.
Однако при учёте порожнего пробега — более полный показатель нагрузки на инфраструктуру — наблюдается снижение на 0,9%, до 170 млрд тонно-км. Это подтверждает, что общая активность на сети остаётся ниже прошлогоднего уровня.
Тенденция, наблюдаемая на СвЖД, отражает ситуацию на всей сети ОАО «РЖД». В августе 2025 года общий объём погрузки по стране снизился на 5,4% — до 92,2 млн тонн, а грузооборот уменьшился на 5%. Это говорит о системном характере спада, затронувшего большинство регионов и отраслей.
Интересно, что в июле объём погрузки на СвЖД также составлял 10,5 млн тонн, но снизился на 8,4% в годовом выражении. Таким образом, в августе темпы падения замедлились, что может указывать на начальную стабилизацию грузопотоков. Однако это скорее результат выравнивания базы сравнения, чем признак восстановления реального спроса.
Свердловская железная дорога остаётся барометром промышленной активности на Урале. Текущие данные показывают, что экономика региона продолжает адаптироваться к новым условиям: перераспределению рынков сбыта, снижению внутреннего спроса и перестройке производственных цепочек.
Хотя зерновые и химия демонстрируют рост, их вклад пока недостаточен для компенсации падения в традиционных секторах. Без масштабных инфраструктурных проектов, государственной поддержки строительства и оживления промышленности существенное восстановление грузопотоков в ближайшее время маловероятно.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.