Китайские инвестиции превратили Индонезию в крупнейшего мирового производителя никеля за одно десятилетие. Однако сегодня Китай, главный потребитель, всё больше отказывается от этого металла в ключевой сфере — производстве аккумуляторов для электромобилей. Это ставит под угрозу успех индонезийской стратегии.
Откликнувшись на мировой спрос, Индонезия при поддержке китайских компаний резко нарастила добычу никеля: с 780 тыс. тонн в 2020 году до 2,3 млн тонн в 2024-м. Изначально металл шёл на нержавеющую сталь, но затем страна, запретив экспорт руды, сделала ставку на глубокую переработку для сектора электромобилей.
Проблема в том, что китайские автопроизводители массово переходят на более дешёвые и безопасные литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы, которые не содержат никеля. Спрос на никель для аккумуляторов растёт лишь за счёт увеличения числа электромобилей, но его доля в каждом новом аккумуляторе падает.
В результате на рынке образовался избыток. Мировые биржевые запасы рафинированного никеля выросли в разы, а цены упали до многолетних минимумов, приблизившись к себестоимости производства. Всё больше индонезийского никеля оседает не на заводах, а на складах бирж.
Несмотря на это, мощности в Индонезии продолжают расти, что грозит многолетним глобальным переизбытком. Страна оказалась в «ресурсной ловушке»: её экономическая судьба тесно связана с Китаем, который теряет интерес к никелю в аккумуляторах. Даже если спрос сохранится на Западе, экологические стандарты там станут новым вызовом для угольной энергетики индонезийской никелевой промышленности.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.