Кризис на стальном рынке
Вернуться
01.10.2025

Кризис на стальном рынке: причины, последствия и прогнозы восстановления

Кризис на стальном рынке

Мировой рынок стали в 2025 году сталкивается с глубокой рецессией, несмотря на традиционно высокий спрос летом. Падение цен и спроса заставляет металлургические компании обращаться за государственной поддержкой. Прогнозы, сделанные в начале года, оказались слишком оптимистичными. Высокие ключевые ставки, перепроизводство и низкие цены усугубили кризис в третьем квартале. С июня котировки на горячекатаный прокат и арматуру снизились на 6–10%, а внутренний спрос в июле упал на 19% по сравнению с тем же месяцем 2024 года, что полностью не оправдало сезонных ожиданий.

Аналитики прогнозируют дальнейшее сокращение потребления стали в следующем году. Ожидается, что в 2025 году производство стали в России может снизиться ниже 70 млн тонн, а внутреннее потребление более чем на 10%, до 39–40 млн тонн. Восстановление рынка, по мнению специалистов, возможно не раньше 2026 года, при условии снижения ставки и стабилизации строительного рынка Китая.

Основными причинами кризиса стали не только экономическая нестабильность, но и внешнеэкономическая ситуация: геополитика, торговые барьеры и снижение объемов крупных инфраструктурных проектов. В частности, США ввели новые пошлины на сталь в размере 50% в июне 2025 года. В то же время загрузка мощностей в США составляет лишь 77%, в то время как Китай, производящий более половины всей мировой стали, экспортирует более 100 млн тонн ежегодно. В 2025 году ожидается, что объем китайского экспорта достигнет 115–120 млн тонн в три раза больше, чем в Германии.

До 2022 года внутренняя потребность России в стали составляла 60%, а 40% производилось на экспорт. Но после введения санкций и проблем с логистикой экспортные потоки значительно сузились, а высокие процентные ставки оказали влияние на потребление внутри страны. Виктор Тарнавский из «Металлоснабжения и сбыта» прогнозирует избыток мощностей в 2025 году на уровне 8–10 млн тонн, из которых 5–7 млн тонн из-за падения внутреннего спроса. Он отмечает, что восстановление рынка возможно только при снижении ставки до уровня 1–2% выше инфляции. Ранее такая ставка (10–12%) считалась комфортной для инвестиций.

Цены на сталь достигли многолетних минимумов: российский горячекатаный прокат оценивается в $460 за тонну на базисе FOB (Черное море), а китайская сталь $414 за тонну (FOB). В США цена превышает $1000 за короткую тонну, в Европе же она варьируется от $700 до $740 за тонну из-за торговых барьеров. По словам Бориса Красноженова, падение цен маловероятно, так как многие производители, не имеющие интеграции, уже работают в убыток. Российские производители, такие как «Евраз», НЛМК, ММК и «Северсталь», сохраняют низкую себестоимость, а НЛМК и «Северсталь» входят в топ-10 мировых лидеров.

Проблема переизбытка мощностей усугубляется в Китае, который в 2023 году производил 55–60% мирового объема листового проката и арматуры. OECD прогнозирует, что в 2025 году глобальный избыток мощностей составит более 560 млн тонн, и к 2027 году эта цифра может вырасти до 721 млн тонн, что составляет около 30% мирового спроса. Продавцы из Ирана, Индии и Турции также оказывают давление на рынок.

Ситуация на рынке в значительной степени зависит от Китая, который экспортирует более 10% своей стали, что составляет 110 млн тонн в год. Китай также поставляет около 15% в виде металлоемкой продукции, что покрывает 40% мирового промышленного производства. Однако в Китае потребление стали снижалось: в мае оно упало на 12% по сравнению с прошлым годом, а в июне тенденция продолжилась. В 2025 году восстановления на китайском рынке не ожидается.

Геополитическая напряженность и барьеры в торговле продолжают нарушать логистику, что влияет на спрос на металлоемкую продукцию в США, Африке и на Ближнем Востоке. Вопрос, сможет ли Китай компенсировать падение экспорта за счет увеличения внутреннего потребления, остается открытым.

Несмотря на кризис, есть и положительные перспективы. Владимир Чернов выделяет устойчивый спрос на сталь в таких секторах, как зелёная энергетика, строительство труб для водоснабжения и транспортировки в Индии, Вьетнаме и Бразилии. По прогнозам World Steel Association, восстановление спроса начнется в конце 2025 начале 2026 года, благодаря завершению демпинга со стороны Китая и реализации инфраструктурных программ. Прогнозы компании Freedom Finance Global предсказывают повышение цен до $600–650 за тонну. Виктор Тарнавский также связывает возможное восстановление с окончанием сезона дождей в Азии в октябре.

Новости

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться сайтом
Сферы деятельности
Транслом Сервис
Транслом Маркет
Транслом Цветмет
Транслом Втормет

Централизация учета лома в рамках ОАО «РЖД» —
одного из крупнейших ломообразующих предприятий

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров.
750 000 тонн
Лома к переработке

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
750 000 тонн
Лома к переработке
750 000 тонн
Лома к переработке
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Фильтры
Регионы
Показать всё
Метро
Опыт работы
Тип занятости
Сбросить
Обратная связь
Оставьте свои данные и наш менеджер свяжется с вами
Интересующее направление
Интересующий вид услуги
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Название компании
Должность
Город
Прикрепить файл
Сообщение
Вы не робот?
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с пользовательским соглашением
Выберите город
Мы покажем адрес ближайшего офиса