Мировой рынок стали в 2025 году сталкивается с глубокой рецессией, несмотря на традиционно высокий спрос летом. Падение цен и спроса заставляет металлургические компании обращаться за государственной поддержкой. Прогнозы, сделанные в начале года, оказались слишком оптимистичными. Высокие ключевые ставки, перепроизводство и низкие цены усугубили кризис в третьем квартале. С июня котировки на горячекатаный прокат и арматуру снизились на 6–10%, а внутренний спрос в июле упал на 19% по сравнению с тем же месяцем 2024 года, что полностью не оправдало сезонных ожиданий.
Аналитики прогнозируют дальнейшее сокращение потребления стали в следующем году. Ожидается, что в 2025 году производство стали в России может снизиться ниже 70 млн тонн, а внутреннее потребление более чем на 10%, до 39–40 млн тонн. Восстановление рынка, по мнению специалистов, возможно не раньше 2026 года, при условии снижения ставки и стабилизации строительного рынка Китая.
Основными причинами кризиса стали не только экономическая нестабильность, но и внешнеэкономическая ситуация: геополитика, торговые барьеры и снижение объемов крупных инфраструктурных проектов. В частности, США ввели новые пошлины на сталь в размере 50% в июне 2025 года. В то же время загрузка мощностей в США составляет лишь 77%, в то время как Китай, производящий более половины всей мировой стали, экспортирует более 100 млн тонн ежегодно. В 2025 году ожидается, что объем китайского экспорта достигнет 115–120 млн тонн в три раза больше, чем в Германии.
До 2022 года внутренняя потребность России в стали составляла 60%, а 40% производилось на экспорт. Но после введения санкций и проблем с логистикой экспортные потоки значительно сузились, а высокие процентные ставки оказали влияние на потребление внутри страны. Виктор Тарнавский из «Металлоснабжения и сбыта» прогнозирует избыток мощностей в 2025 году на уровне 8–10 млн тонн, из которых 5–7 млн тонн из-за падения внутреннего спроса. Он отмечает, что восстановление рынка возможно только при снижении ставки до уровня 1–2% выше инфляции. Ранее такая ставка (10–12%) считалась комфортной для инвестиций.
Цены на сталь достигли многолетних минимумов: российский горячекатаный прокат оценивается в $460 за тонну на базисе FOB (Черное море), а китайская сталь $414 за тонну (FOB). В США цена превышает $1000 за короткую тонну, в Европе же она варьируется от $700 до $740 за тонну из-за торговых барьеров. По словам Бориса Красноженова, падение цен маловероятно, так как многие производители, не имеющие интеграции, уже работают в убыток. Российские производители, такие как «Евраз», НЛМК, ММК и «Северсталь», сохраняют низкую себестоимость, а НЛМК и «Северсталь» входят в топ-10 мировых лидеров.
Проблема переизбытка мощностей усугубляется в Китае, который в 2023 году производил 55–60% мирового объема листового проката и арматуры. OECD прогнозирует, что в 2025 году глобальный избыток мощностей составит более 560 млн тонн, и к 2027 году эта цифра может вырасти до 721 млн тонн, что составляет около 30% мирового спроса. Продавцы из Ирана, Индии и Турции также оказывают давление на рынок.
Ситуация на рынке в значительной степени зависит от Китая, который экспортирует более 10% своей стали, что составляет 110 млн тонн в год. Китай также поставляет около 15% в виде металлоемкой продукции, что покрывает 40% мирового промышленного производства. Однако в Китае потребление стали снижалось: в мае оно упало на 12% по сравнению с прошлым годом, а в июне тенденция продолжилась. В 2025 году восстановления на китайском рынке не ожидается.
Геополитическая напряженность и барьеры в торговле продолжают нарушать логистику, что влияет на спрос на металлоемкую продукцию в США, Африке и на Ближнем Востоке. Вопрос, сможет ли Китай компенсировать падение экспорта за счет увеличения внутреннего потребления, остается открытым.
Несмотря на кризис, есть и положительные перспективы. Владимир Чернов выделяет устойчивый спрос на сталь в таких секторах, как зелёная энергетика, строительство труб для водоснабжения и транспортировки в Индии, Вьетнаме и Бразилии. По прогнозам World Steel Association, восстановление спроса начнется в конце 2025 начале 2026 года, благодаря завершению демпинга со стороны Китая и реализации инфраструктурных программ. Прогнозы компании Freedom Finance Global предсказывают повышение цен до $600–650 за тонну. Виктор Тарнавский также связывает возможное восстановление с окончанием сезона дождей в Азии в октябре.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.