Отраслевая ассоциация «Русская сталь» направила в Минфин и Минпромторг предложение о расширении налоговой поддержки металлургических предприятий. Помимо уже согласованной отсрочки по уплате акциза на жидкую сталь и НДПИ на железную руду, компании просят перенести сроки выплаты страховых взносов с возможностью рассрочки на первую половину 2026 года. По оценкам ассоциации, такая мера позволит сэкономить до 1,19 млрд рублей на процентах по кредитам, высвободив критически важные оборотные средства.
Обращение, датированное сентябрём, также содержит просьбу не применять стандартные механизмы принудительного взыскания налогов к задолженностям, сформированным на 1 августа. Это необходимо, говорится в письме, чтобы избежать дополнительного давления на финансово напряжённые предприятия, особенно в условиях замораживания инвестиционных программ и снижения рентабельности.
Временная передышка, но не решение
Правительство уже одобрило частичную отсрочку: платежи по акцизу и НДПИ за сентябрь—ноябрь 2025 года можно будет уплачивать до 1 декабря 2025 года. Как сообщил замглавы Минфина Алексей Сазанов, это должно помочь компаниям преодолеть текущие трудности. Однако участники рынка считают эти меры недостаточными.
«Отсрочка акцизов даёт временный эффект повышает EBITDA на 2–5%, говорит Дмитрий Орехов, управляющий директор НКР. Но она не решает структурных проблем: падающего спроса, высоких издержек и усиленной конкуренции со стороны зарубежных производителей».
По его оценкам, отсрочка страховых взносов может быть сопоставима по эффекту с мерой по акцизам экономия составит до 4% выручки у крупнейших игроков. Это значимо: такие средства можно направить на обслуживание долгов, сохранение занятости и поддержание минимальной загрузки мощностей.
Ситуация в отрасли усугубляется одновременным падением как экспортных, так и внутренних рынков. По данным «Русской стали», в 2024 году объём экспорта металлургической продукции сократился до 20 млн тонн на 7,9% меньше, чем годом ранее, и почти на 35% ниже уровня 2021 года. Производство проката упало до 61 млн тонн, что на 13% ниже докризисного максимума.
Внутренний спрос также слабеет. Из-за высокой ключевой ставки и завершения льготных ипотечных программ потребление стали в России в 2024 году снизилось на 5,6%. В 2025 году ожидается дальнейшее падение до 12%, вызванное спадом в строительстве, машиностроении и переносом инфраструктурных проектов.
Одна из главных угроз невозможность финансирования новых проектов. Высокая стоимость капитала делает многие инвестиции нерентабельными. Компании вынуждены замораживать модернизацию, отказываться от планов по импортозамещению и цифровизации. Без доступа к кредитам даже жизненно важные программы обновления оборудования становятся недостижимыми.
«Без активного госзаказа и масштабных программ поддержки строительства часть отрасли просто не выживет», отмечает Олег Емельченков из «Эксперт РА». Он напоминает, что до 70% всего металла в России уходит в строительный сектор. Если государство не запустит новые жилищные и инфраструктурные проекты, дефицит спроса станет хроническим.
Помимо налоговых льгот, эксперты предлагают другие меры. Например, введение понижающих коэффициентов на железнодорожные тарифы для перевозки железной руды, коксующегося угля и готовой продукции, либо мораторий на их индексацию. Это снизило бы издержки на логистику один из ключевых факторов конкурентоспособности.
Также обсуждается возможность поддержки через госкорпорации: заключение долгосрочных контрактов на поставку металла для объектов ВПК, энергетики и транспорта. Такие заказы создали бы стабильную основу для загрузки мощностей, даже в условиях внешней неопределённости.
Металлургия сегодня не просто отрасль с низкой рентабельностью, а система, находящаяся на грани технологического регресса. Отсрочки по налогам необходимая мера, но они не заменят системной политики. Без поддержки спроса, снижения стоимости капитала и защиты от ценового давления со стороны импортёров отрасль рискует потерять не только прибыль, но и способность к развитию.
Выживание металлургии требует не благотворительности, а чёткого стратегического курса где государство становится гарантом спроса, а не наблюдателем за крахом одного из ключевых секторов промышленности.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.