Новые горизонты сотрудничества
Вернуться
07.08.2025

Рост железнодорожных перевозок из Татарстана в Китай

Рост железнодорожных перевозок из Татарстана

В Республике Татарстан наблюдается значительный подъем в сфере железнодорожных грузоперевозок, направленных в Китайскую Народную Республику. Согласно последним данным, экспорт товаров из Татарстана в Китай по железной дороге увеличился на внушительные 20%.

Первое полугодие 2025 года ознаменовалось увеличением на 20% объема грузов, транспортируемых в Китай по участку Куйбышевской железной дороги, проходящему через Татарстан, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Горьковская железная дорога также зарегистрировала значительный прирост, составивший почти 19% по итогам 2024 года. Филиалы ОАО «РЖД», а также различные компании, специализирующиеся на логистике, активно занимаются реализацией новых проектов, направленных на расширение экспортно-импортных операций между Татарстаном и Китаем. Существенным фактором, способствующим росту, является ввод в эксплуатацию современных логистических узлов. Основную часть грузов, перевозимых по железным дорогам в направлении Китая, составляют сельскохозяйственная продукция и продукция нефтяной промышленности.


Подробная информация об экспортных отправках


За первые шесть месяцев 2025 года общий объем погрузки, осуществляемой в направлении Китая на татарстанском участке Куйбышевской железной дороги, достиг 1,2 млн тонн, что на 200 тыс. тонн, или 20%, превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Об этом сообщили представители службы корпоративных коммуникаций филиала РЖД в интервью РБК Татарстан.

Представители Куйбышевской ЖД отметили, что со станций, расположенных в республике, на регулярной основе отправляются контейнерные поезда, следующие в Китай. В частности, со станций Биклянь и Круглое Поле было отправлено 157 контейнерных поездов, суммарный объем перевозок которых составил более 304 тыс. тонн. Со станции Нижнекамск было отправлено 11 поездов с общим объемом грузов 20 тыс. тонн.

По данным Горьковской железной дороги (ГЖД), в течение 2024 года со станций, расположенных в Татарстане, в Китайскую Народную Республику (КНР) было экспортировано около 200 тыс. тонн различных грузов. В сравнении с 2023 годом, общий объем погрузки увеличился на 18,7%. Начиная с 2022 года, наблюдается трехкратное увеличение объема перевезенных товаров: тогда этот показатель составлял 67 тыс. тонн.

Представители службы корпоративных коммуникаций ГЖД в интервью РБК Татарстан сообщили, что основную долю в структуре грузоперевозок занимают контейнерные перевозки, а также такие виды продукции, как зерно, продовольственные товары, нефть и нефтепродукты.

Необходимо подчеркнуть, что в Республике Татарстан темпы роста объемов грузоперевозок в направлении Китая опережают общероссийские показатели. Так, по данным пресс-центра РЖД, в период с января по май 2025 года через пограничные пункты пропуска с Китаем было транспортировано 16,9 млн тонн грузов, что на 0,9% превышает аналогичный показатель за 2024 год.

В 2024 году общий объем экспортных отправлений из России в Китай по железнодорожным магистралям составил 15,9 млн тонн, что демонстрирует рост на 1,9% по сравнению с предыдущим годом. В структуре экспорта доминировали следующие товарные позиции: каменный уголь (7 млн тонн), железная руда (3,6 млн тонн), бумага (1,6 млн тонн), минеральные удобрения (978 тыс. тонн), химические вещества (573 тыс. тонн), цветные металлы (515 тыс. тонн) и нефтяные грузы (417 тыс. тонн).

В целом, по результатам 2024 года, совокупный объем грузоперевозок между Россией и Китаем увеличился на 9%, достигнув отметки в 175 млн тонн.


Тенденции в импортных операциях


Вместе с тем, в текущем году отмечается определенное снижение объемов поставок продукции из Китая. Об этом сообщил Леонид Шляхтуров, занимающий должность исполнительного директора «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (входящей в группу FESCO). По его мнению, основными факторами, обусловившими данную тенденцию, стали повышение ключевой ставки и уменьшение объемов перевозок импортируемых автомобилей.

Леонид Шляхтуров также отметил, что в настоящее время наблюдается постепенная стабилизация рынка контейнерных перевозок. Интенсивность, зарегистрированная в последние годы в дальневосточном регионе, постепенно идет на спад, и грузопотоки начинают более равномерно распределяться по различным направлениям. В частности, в Дальневосточном регионе импорт сократился приблизительно на 20%, в то время как в южном и северо-западном регионах наблюдается подъем в диапазоне от 15 до 20%, в зависимости от конкретного направления.

На сегодняшний день между Китаем и Россией функционируют четыре основных логистических коридора: через портовые комплексы Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска, а также через железнодорожные пограничные переходы на суше. При этом перевозки контейнеров по железной дороге между Китаем и Россией, осуществляемые через сухопутные погранпереходы, демонстрируют устойчиво высокие результаты.

Исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» проинформировал, что по итогам первого полугодия 2025 года компания FESCO увеличила объемы транспортировки контейнерными поездами из Китая на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общее количество поездов, отправленных из КНР, также возросло на 57%.

Компания FESCO осуществляет деятельность по доставке импортных грузов из стран Азии в город Казань с 2022 года. С момента запуска данного сервиса количество поездов, курсирующих по маршруту, увеличилось с одного до четырех в месяц. В марте прошлого года компания также приступила к организации экспортных перевозок.

Леонид Шляхтуров уточнил, что компания FESCO в основном осуществляет доставку в Казань товаров из Китайской Народной Республики, включая разнообразное оборудование, полимеры, комплектующие, химические грузы и другие позиции. В направлении азиатских стран на экспорт транспортируются различные виды пластмасс, продукция химической индустрии, сельскохозяйственные товары, включая подсолнечное масло.


Роль современных логистических комплексов


Ввод в действие новых логистических комплексов на территории Республики Татарстан сыграл значимую роль в увеличении объемов экспортных операций в Китай, осуществляемых посредством железнодорожного транспорта. Так, грузоотправителем ООО «ЛК «Один пояс и один путь», использующим Куйбышевскую железную дорогу, в первом полугодии 2025 года было перевезено в Китай 57 тыс. тонн грузов, в то время как в предыдущем году данный грузоотправитель не осуществлял никаких перевозок.

Согласно информации, предоставленной службой корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги, к 2030 году ожидается достижение объема погрузки на уровне 16,5 млн тонн. Данная цель планируется к реализации, прежде всего, благодаря увеличению объемов погрузки грузоотправителем ООО «ЛК «Один пояс и один путь» в направлении Китая, а также завершению строительства нефтехимического комплекса ЭП-600, возводимого на базе предприятия ПАО «Нижнекамскнефтехим».

Герман Лернер, занимающий пост заместителя министра промышленности и торговли Республики Татарстан, сообщил, что логистический терминал «Один пояс и один путь», являющийся составной частью логистического комплекса имени Дэн Сяопина, с начала текущего года отправил 36 экспортных поездов и принял 6 поездов с импортными грузами. В октябре 2025 года на данной площадке планируется введение в эксплуатацию складских помещений общей площадью 170 тыс. кв. м.

Леонид Шляхтуров также отметил, что в середине июля текущего года на терминал поступили импортируемые из Китая грузы, предназначенные для предприятий, расположенных в Камской экономической зоне. В перспективе компания FESCO намерена организовать отправку поездов и в обратном направлении.

С момента открытия Свияжского мультимодального логистического центра в августе прошлого года в составе «грузовых экспрессов» было отправлено 11,7 тыс. тонн зерновой продукции. По информации, предоставленной службой корпоративных коммуникаций организации, благодаря вводу в действие инфраструктуры подобного масштаба Республика Татарстан заняла лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации, расположенных в границах Горьковской железной дороги, по объемам погрузки зерна. В частности, это позволило обеспечить рекордный уровень погрузки зерна в границах данной железнодорожной магистрали в 2024 году, достигший 637 тыс. тонн.


Дальнейшие перспективы и расширение возможностей железнодорожных перевозок в Татарстане


В настоящее время на железнодорожных линиях, пролегающих по территории Республики Татарстан, реализуется ряд инновационных проектов, которые призваны оказать значительное влияние на динамику грузоперевозок между республикой и Китайской Народной Республикой. В частности, Куйбышевской железной дорогой были разработаны новые логистические схемы, предусматривающие отправку грузовых составов со станции Круглое Поле до станций Карталы-1 (Челябинская область) и Угловая (Приморский край). Предполагается, что в будущем по указанным маршрутам будет курсировать от двух до трех контейнерных поездов ежемесячно.

Согласно информации, полученной от службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги, общий объем погрузки в Республике Татарстан по результатам 2025 года, как ожидается, останется на уровне предыдущего года и составит 14,9 млн тонн.

В службе корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги было отмечено, что с территории республики появилась техническая возможность организации отправки контейнерных поездов с увеличенным количеством вагонов до 128 единиц. Ранее для отправки были доступны составы, включающие не более 71 вагона. Важно отметить, что именно в Татарстане был впервые запущен в эксплуатацию контейнерный поезд, состоящий из 100 вагонов.

Представители ГЖД заявили, что ввод в эксплуатацию 100-вагонного поезда позволил увеличить суммарную массу отправляемого груза приблизительно на 1 тыс. тонн до отметки порядка 3,2 тыс. тонн. Реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации в будущем проекты на территории Республики Татарстан создают благоприятные условия для ежегодного увеличения объемов контейнерных перевозок, осуществляемых по установленному графику.

Новости

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться сайтом
Сферы деятельности
Транслом Сервис
Транслом Маркет
Транслом Цветмет
Транслом Втормет

Централизация учета лома в рамках ОАО «РЖД» —
одного из крупнейших ломообразующих предприятий

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров.
750 000 тонн
Лома к переработке

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
750 000 тонн
Лома к переработке
750 000 тонн
Лома к переработке
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Фильтры
Регионы
Показать всё
Метро
Опыт работы
Тип занятости
Сбросить
Обратная связь
Оставьте свои данные и наш менеджер свяжется с вами
Интересующее направление
Интересующий вид услуги
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Название компании
Должность
Город
Прикрепить файл
Сообщение
Вы не робот?
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с пользовательским соглашением
Выберите город
Мы покажем адрес ближайшего офиса