С конца сентября цены на черный металлолом в России начали демонстрировать восстановление: за месяц котировки выросли почти на 8%, достигнув 15,9 тыс. рублей за тонну (FCA, без НДС и тарифа). Этот рост стал реакцией на усиление закупочной активности со стороны металлургических предприятий, традиционно начинающих формировать запасы перед зимним периодом.
По оценкам экспертов, текущая динамика может продолжиться, и к концу года цена лома приблизится к 19–20 тыс. руб./т — уровням, ранее считавшимся недостижимыми в условиях падающего рынка. Однако за этим подъёмом не стоит устойчивое восстановление отрасли, а лишь сезонная корректировка на фоне хронического дефицита сырья и слабого внутреннего спроса.
Формирование «зимних» запасов — ежегодный фактор, усиливающийся с сентября по ноябрь. Как отмечают аналитики, в прошлом году аналогичный процесс поддерживал рост цен до декабря, добавив около 2 тыс. руб./т за два с половиной месяца. Сейчас предприятия снова активизировались, но объёмы закупок остаются осторожными — из-за неопределённости в производственных планах и ограниченного доступа к финансированию.
На рост цен также повлиял временный перегрев экспорта: стоимость лома в Турции (CFR) достигла $344 за тонну, что делает российское сырьё более привлекательным для внешних продаж. Хотя фрахтовые ставки стабилизировались, этот уровень сохраняет давление на внутренний рынок, ограничивая свободные потоки вторсырья.
Основными потребителями лома остаются предприятия, работающие на электродуговых печах. На их долю приходится около трети общего производства стали в стране. В августе и сентябре их рентабельность впервые за долгое время превысила показатели доменного передела, что сделало электрометаллургию более конкурентоспособной.
Этот разрыв в доходности стимулирует компании увеличивать загрузку печей, что напрямую повышает спрос на лом. Однако эффект ограничен: даже при росте доли электростали общий объём потребления вторсырья сокращается. По оценкам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в 2025 году сбор лома может упасть до 14–15 млн тонн, что на 3–4 млн тонн меньше, чем в предыдущем году.
В 2024 году объём составил всего 20 млн тонн — минус 18% к 2023-му. Аналитики ожидают, что в 2025 году потребление снизится ещё сильнее — на 14–30%, в зависимости от масштабов замещения лома чугуном и горячебрикетированным железом.
Главный потребитель стального проката — строительная отрасль — продолжает находиться в состоянии затишья. Сокращение выдачи разрешений на новые объекты напрямую снижает спрос на металлоизделия, что, в свою очередь, вынуждает металлургов снижать объёмы производства и закупок сырья.
Как отмечает Виктор Ковшевный, директор ассоциации «Руслом.Ком», четвёртый квартал складывается без признаков оживления. Общий спрос на лом в этот период, вероятно, не превысит 3 млн тонн, что более чем вдвое ниже показателей 2021 года. Это говорит о кардинальной перестройке рынка, где ни прежние объёмы, ни прежние темпы больше невозможны.
Текущее оживление цен — не сигнал к восстановлению, а скорее последний импульс в условиях сжимающейся системы. Рост до 20 тыс. рублей за тонну возможен, но он будет обусловлен не растущим спросом, а дефицитом предложения, сезонной закупочной активностью и ограниченной конкуренцией со стороны альтернативных материалов.
Без оживления строительства, инвестиций и экспортного спроса рынок лома остаётся в режиме структурной перестройки: меньшие объёмы, более высокие цены, но снижающаяся оборачиваемость. Такая модель может сохраняться в ближайшие годы, превращая лом из массового сырья в локально дефицитный ресурс.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.