В текущем, 2025 году, в сентябре, горячекатаный рулон, реализуемый через порты Черноморского региона, демонстрирует тенденцию к удорожанию, на 1,7%, достигнув $489 за тонну (FOB). Этот показатель может вырасти до $510 за тонну. Однако, как подчеркивается, такое повышение цен будет обусловлено не оживлением рыночного спроса, а, прежде всего, увеличением производственных и логистических издержек. Экспортные объемы российского проката в последние месяцы имеют положительную динамику, но при этом их доля остается сравнительно невелика порядка 10% от всего объема производства.
Не менее значимым является и удорожание металлургического сырья. Железная руда, с содержанием железа 62%, предназначенная для поставок в Китайскую Народную Республику, подорожала на 3,58%, до $105 за тонну. Коксующийся уголь, в свою очередь, вырос в цене на 4,89%, до $184 за тонну. Подобная ценовая волатильность в сегменте сырья напрямую связана с возникающими ограничениями в цепочках поставок. Так, в сентябре этого года имел место инцидент с возгоранием в порту Бразилии, который является ключевым пунктом отгрузки руды с месторождения Каражас. Кроме того, озвученные планы правительства Гвинеи относительно осуществления внутренней переработки руды, добываемой на месторождении Симанду (являющемся крупнейшим в мире резервом этого вида сырья), вызвали определенную обеспокоенность относительно дальнейшей стабильности экспортных поставок. Удорожанию угля, в свою очередь, способствовало как ограниченное предложение на рынке, так и высокий уровень спроса, генерируемый сталелитейными предприятиями Китайской Народной Республики и Индии.
Несмотря на возрастающие цены на прокат, рынок в целом находится под давлением демпинговых предложений со стороны азиатских производителей. В начале октября российские компании были вынуждены провести корректировки цен по ноябрьским контрактным обязательствам. Данные меры были вызваны удешевлением проката из Китая, а также введением Турецкой Республикой с 1 октября новых нормативных требований. Согласно этим требованиям, местные переработчики стальной продукции обязаны осуществлять закупку не менее 25% от общего объема необходимых им полуфабрикатов или проката у отечественных производителей.
В сентябре экспортные поставки горячекатаного проката из Российской Федерации продемонстрировали внушительный рост, составивший 18%. Этот показатель является максимальным с 2022 года. Прогнозируется, что ежемесячные объемы отгрузок будут оставаться на уровне приблизительно 400 тысяч тонн до конца текущего года. Основными экспортными направлениями по-прежнему являются Турецкая Республика, государства СНГ и азиатский регион. Однако, как подчеркивает Дмитрий Орехов, спрос в рамках Содружества Независимых Государств характеризуется ограниченностью, а конкурентная среда на этом рынке неуклонно обостряется.
Никанор Халин, занимающий должность старшего аналитика в компании «Эйлер», обращает внимание на то, что экспорт плоского проката из Российской Федерации показывает уверенный двузначный рост в годовом исчислении, начиная с февраля 2025 года. Тем не менее, в сопоставлении с общим объемом производства за первые восемь месяцев (40 миллионов тонн), эти экспортные объемы выглядят весьма скромно. Господин Халин поясняет, что для сталелитейных предприятий любое снижение уровня загрузки производственных мощностей является экономически крайне невыгодным, учитывая высокую долю фиксированных издержек в структуре себестоимости. Таким образом, наблюдающийся рост экспортных отгрузок, по его мнению, является лишь прямым отражением общего ослабления внутреннего потребительского спроса.
Наталья Величко, руководитель практики в компании Kept, высказывает мнение, что преждевременно говорить о реальном восстановлении сектора черной металлургии. По ее словам, отсутствуют фундаментальные предпосылки для оживления спроса в ключевых отраслях-потребителях, таких как строительный комплекс и сектор недвижимости Китайской Народной Республики. Экспертное сообщество полагает, что реальным индикатором наступающего восстановления станет существенное увеличение разницы между текущей ценой на сталь и стоимостью комплекта сырьевых материалов, так называемой «корзины сырья». В настоящее время этот показатель остается на стрессовом уровне, что убедительно подтверждает: недавнее повышение цен на сырье вызвано увеличением его себестоимости, а не реальным ростом потребительского спроса.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.