Торговля между Россией и Японией
Вернуться
22.10.2025

Торговля между Россией и Японией выросла в сентябре

Торговля между Россией и Японией

В сентябре 2025 года товарооборот между Россией и Японией составил 103,7 млрд иен, что эквивалентно $682 млн по текущему курсу. Это на 5,38% больше, чем за аналогичный месяц 2024 года. Такие данные следует из анализа статистики японского Минфина, проведённого агентством ТАСС. 


Рост отражает сохранение определённой динамики во взаимной торговле, несмотря на геополитические ограничения и трансформацию торговых потоков.


Экспорт и импорт — в разной динамике


При общем росте товарооборота структура обмена остаётся неравномерной. Импорт Японии из России увеличился на 4,1%, тогда как экспорт в РФ — на более значительные 7%. 

Это говорит о том, что российский рынок продолжает потреблять отдельные категории японской продукции, в то время как поставки сырья в Японию растут медленнее.

За первую половину финансового года (апрель—сентябрь) общий объём двусторонней торговли вырос на 2,34%. 


За этот период:

Экспорт Японии в Россию достиг 195 млрд иен ($1,2 млрд), увеличившись на 6,4%;

Импорт из России составил 382 млрд иен ($2,5 млрд), прирост — лишь 0,4%.

Такая картина указывает на замедление темпов роста энергоэкспорта при относительно устойчивой активности в секторе высокотехнологичных поставок.


СПГ — основа импорта, автомобили — главный экспорт


Сжиженный природный газ (СПГ) остаётся ключевой статьёй японского импорта из России: на его долю в сентябре пришлось 65,3% всего объёма закупок (в апреле—сентябре — 55,4%). В то же время Япония увеличила поставки СПГ из РФ на 28,6% в годовом выражении, что свидетельствует о стабильности спроса, особенно в условиях подготовки к отопительному сезону.

Напротив, российская сторона в основном получает продукцию машиностроения. Доля легковых автомобилей в экспорте Японии в сентябре составила 58,7%, почти не изменившись с уровня апреля—сентября (58%).


Что покупает Япония: рост стали, падение угля


На фоне роста импорта СПГ наблюдаются противоречивые изменения в других категориях:

Чугун и сталь — резкий скачок: +402,6% в сентябре. Вероятно, связан с единичными крупными партиями или восстановлением логистических цепочек.

Уголь — снижение на 35,7%, что может быть вызвано сезонным падением спроса или перераспределением поставок.

Цветные металлы — минус 28,9%, что отражает слабость в электронной и строительной отраслях.

Нефть, как и ранее, не входит в список импорта — из-за ценового потолка G7. Исключение составляют небольшие объёмы, связанные с проектом «Сахалин-2», где нефтяные фракции идут вместе с СПГ.


Что получает Россия: сокращение автопрома


Японские поставки в Россию демонстрируют устойчивое сокращение:

Легковые автомобили — минус 18,7% в сентябре; за полгода — снижение на 12%.

Запчасти и комплектующие — минус 33% в сентябре, за полгода — 17,4%.

Мотоциклы и гидроциклы — падение на 79,6% (в сентябре) и 71,4% (с апреля).

Это свидетельствует о дальнейшем сокращении присутствия японских брендов на российском рынке и снижении активности в сервисном сегменте.

Однако есть и исключения:


Изделия из резины — рост на 10,8%, вероятно, связан с поставками промышленных уплотнителей и деталей для техники.

Пластик — снизился на 55,5%, что говорит о сокращении поставок для электроники и бытовых изделий.


Итог: торговля на минимальных оборотах


Рост товарооборота в сентябре — скорее результат базового эффекта и локальных всплесков, чем признак восстановления. Основу обмена составляют несколько узких ниш: СПГ с одной стороны и автокомплектующие — с другой. При этом оба направления показывают долгосрочное сжатие.


Без масштабных изменений в геополитике или пересмотра санкционных режимов дальнейший рост двусторонней торговли маловероятен. Пока она остаётся в режиме выживания, адаптируясь к новым реалиям и ограниченным возможностям.

Новости

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее пользоваться сайтом
Сферы деятельности
Транслом Сервис
Транслом Маркет
Транслом Цветмет
Транслом Втормет

Централизация учета лома в рамках ОАО «РЖД» —
одного из крупнейших ломообразующих предприятий

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров.
750 000 тонн
Лома к переработке

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
750 000 тонн
Лома к переработке
750 000 тонн
Лома к переработке
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Фильтры
Регионы
Показать всё
Метро
Опыт работы
Тип занятости
Сбросить
Обратная связь
Оставьте свои данные и наш менеджер свяжется с вами
Интересующее направление
Интересующий вид услуги
Имя*
Фамилия*
Email*
Телефон*
Название компании
Должность
Город
Прикрепить файл
Сообщение
Вы не робот?
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь
с пользовательским соглашением
Выберите город
Мы покажем адрес ближайшего офиса