В сентябре 2025 года объём грузовой погрузки на Свердловской железной дороге (СвЖД) составил 10,3 млн тонн, что на 5,2% меньше, чем в сентябре 2024 года. Об этом сообщила пресс-служба магистрали. Этот результат стал очередным свидетельством сохраняющегося давления на грузообразующие отрасли Урала и Западной Сибири.
Несмотря на негативную динамику в массе отправленных грузов, грузооборот в тарифном выражении показал умеренный рост: он увеличился на 1% — до 16 млрд тарифных тонно-километров. При учёте порожнего пробега общий объём транспортной работы вырос ещё заметнее — на 2,3%, достигнув 20,2 млрд тонно-км. Это может указывать на увеличение средней дальности перевозок или перераспределение потоков в сторону более протяжённых маршрутов.
Девять месяцев — на минусе
С начала года по сентябрь включительно общий объём погрузки на СвЖД составил 93,9 млн тонн, что на 9,8% ниже уровня аналогичного периода 2024 года. Такая тенденция отражает системное ослабление спроса в ключевых секторах экономики региона.
Наибольший вклад в общую массу внесли:
Нефть и нефтепродукты — 26,1 млн тонн (снижение на 4,3%);
Строительные материалы — 17,9 млн тонн (минус 15,7%);
Химикаты и минеральные удобрения — 14,1 млн тонн (рост на 4%);
Железная и марганцевая руда — 7,2 млн тонн (падение на 9,2%);
Черные металлы — 6,1 млн тонн (снижение на 10,7%).
Также в составах перевозились промышленное сырьё, формовочные материалы, цветная руда, серное сырьё, химикаты, сода, цемент, кокс, лесные грузы, металлолом и зерно. Однако ни одна из этих категорий не смогла компенсировать общее падение.
За девять месяцев 2025 года грузооборот в тарифном выражении вырос на 0,2% — до 153 млрд тарифных тонно-километров, что говорит о некоторой стабилизации загрузки сети. Однако при учёте порожнего пробега — показателе общей нагрузки на инфраструктуру — наблюдается снижение на 0,6%, до 190,3 млрд тонно-км. Это свидетельствует о том, что эффективность использования подвижного состава остаётся ниже прошлогоднего уровня.
Снижение на СвЖД происходит на фоне общей тенденции по стране. В сентябре общий объём погрузки на сети ОАО «РЖД» снизился на 3,3%, до 91,4 млн тонн. Это подтверждает, что нисходящий тренд затрагивает не только отдельные регионы, но и всю железнодорожную сеть страны.
Напомним, в августе погрузка на СвЖД составляла 10,5 млн тонн, что было на 4,1% меньше, чем годом ранее. Таким образом, в сентябре темпы снижения усилились, несмотря на относительную стабильность грузооборота. Это может говорить о замедлении восстановления в строительстве, металлургии и машиностроении — отраслях, формирующих основной грузопоток на Урале.
Свердловская железная дорога остаётся барометром промышленной активности в одном из ключевых промышленных регионов России. Текущие данные указывают на продолжение давления со стороны внутреннего спроса, инвестиционной активности и экспортной конъюнктуры.
Без масштабных госпрограмм, направленных на оживление строительства и модернизацию промышленности, существенное восстановление грузопотоков в ближайшее время маловероятно. Магистраль продолжает работать в режиме адаптации — с перераспределением потоков, оптимизацией логистики и поиском новых рынков сбыта.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.