В промышленном секторе Китая наблюдается любопытное расхождение: в то время как внутреннее производство стали продолжает снижаться, спрос на импортную железную руду остаётся неожиданно высоким. Этот растущий разрыв подчёркивает резкий контраст между текущей реальностью слабого спроса и сохраняющейся надеждой на восстановление экономики.
Последние данные подчёркивают замедление темпов роста стали. В Китае, производящем более половины мировой стали, объём производства в августе упал до 77,37 млн тонн, что стало третьим месячным снижением подряд и самым низким показателем с декабря. Производство снизилось на 2,9% по сравнению с июлем и на 0,7% в годовом исчислении, в результате чего общий объём за первые восемь месяцев 2025 года составил 671,81 млн тонн, что на 2,8% меньше годом ранее.
Несмотря на это, импорт железной руды показывает иную картину. Августовские поставки достигли 105,23 млн тонн, что третий месяц подряд превышает отметку в 100 млн тонн. Прогнозируется, что эта тенденция сохранится: аналитики прогнозируют, что импорт в сентябре может достичь 112,2 млн тонн, что станет максимальным показателем с декабря 2024 года.
Высокий спрос стимулирует рост цен на железную руду. Фьючерсы на базовые марки недавно торговались вблизи шестимесячных максимумов, поднявшись примерно на 13% по сравнению с июльскими минимумами. В связи с этим возникает важный вопрос: почему металлургические комбинаты активно скупают сырье на фоне падения производства стали и снижения рентабельности?
Ответ кроется в осторожном оптимизме. Производители стали рассчитывают на то, что усилия Пекина по стимулированию сталелитейных отраслей, особенно строительства, вскоре приведут к ощутимому спросу. Однако конкретных доказательств такого восстановления пока нет. Цены на новое жилье в августе снова упали, продолжив затянувшуюся тенденцию к снижению, а объемы строительства упали на 19,5% в годовом исчислении.
В сентябре ожидается восстановление производства стали. Августовские показатели были частично подавлены временными ограничениями производства, введенными для обеспечения чистого воздуха в преддверии крупного военного парада в Пекине. Более того, неофициальный годовой целевой показатель производства около 1 млрд тонн предполагает, что у заводов есть возможности для увеличения производства до конца года, чтобы достичь этой цели.
Этот потенциальный рост подтверждается тем, что уровень запасов, хотя и растет, пока не достиг критических максимумов. Запасы ключевых продуктов, таких как стальная арматура и железная руда в портовых причалах, остаются ниже пиковых значений прошлых лет, что указывает на то, что у заводов есть возможность наращивать запасы в ожидании будущего спроса.
Главная неопределенность заключается в том, сбудутся ли надежды в конечном итоге, или же устойчивый рынок железной руды готов к коррекции, если ожидаемое восстановление строительного сектора в Китае не оправдается.
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.
Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины Роман Воробьёв Дайвер и сотрудник Алтайского заповедника
С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.